К 2018 году в Югре будут реконструированы два вокзала – в Сургуте и Пыть-Яхе. Соответствующий протокол в пятницу в Сургуте подписали губернатор округа и президент ОАО «РЖД».
Проект будет пересмотрен
Как заявил представителям прессы президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, компания уже сейчас готова выделить средства на подготовку проектно-сметной документации реконструкции вокзалов: на Пыть-Ях – примерно 25 млн рублей, на Сургут – около 40 млн. Само же строительство вокзальных комплексов на железнодорожных станциях начнется в 2017 году и закончится уже в следующем.
– 2016 год «Российскими железными дорогами» объявлен Годом пассажира. И мы хотели бы, чтобы наши граждане почувствовали в этом году перемены, и не только в Москве, но и в регионах. Сегодня мы обсуждали реконструкцию двух вокзалов, которые были построены более 30 лет назад в Сургуте и Пыть-Яхе. В ближайшее время мы постараемся, чтобы они отвечали самым современным требованиям, в том числе к транспортной безопасности и удобству для маломобильных граждан, – пояснил Олег Белозеров.
Обсуждение этого проекта длится уже пятый год. В 2012 году ОАО «РЖД» оценивало инвестиции в сургутский объект в 2 млрд 134 млн рублей, а в пыть-яхский – в 1,282 млрд рублей в ценах 2012 года. Но в связи с изменением экономической ситуации в стране в целом, стороны решили оптимизировать и актуализировать цифры. Расчеты будут скорректированы на основе данных по прогнозным пассажиропотокам и показателям эффективности деятельности РЖД, с учетом перспектив развития Сургута и Пыть-Яха. На всех этапах реализации проектов будет обеспечен надлежащий уровень безопасности и качества предоставляемых пассажирам услуг, а также общественный контроль качества строительства.
Напомним, что ранее в Сургуте планировалось построить новое здание вокзала, конкорс (распределительный зал между платформами), реконструировать старое здание, высокую платформу и багажное отделение, заменить инженерные сети. Было предусмотрено и возведение гостиницы с автопарковкой. Сейчас РЖД предлагает заменить конкорсы на крытые пешеходные переходы с лифтами или подъемниками, а также исключить коммерческие объекты (гостиницу, торговый центр, автопарковку), предусмотрев их реализацию за счет частных инвесторов.
Тем более что ранее проект предполагал их участие в финансировании на равных правах с РЖД и правительством Югры. Но в прошлом году окружные власти предложили иной алгоритм, согласно которому реконструкция ведется за счет средств РЖД с последующей компенсацией части инвестиционных затрат субсидиями из регионального бюджета. Именно эта схема и легла в основу подписанного сторонами документа.
– Сегодня мы подписали протокол, в котором взяли для себя стратегические для этих проектов обязательства. В соответствии с законодательством автономного округа об инвестициях, о государственно-частном партнерстве, у нас есть возможность компенсировать часть расходов инвестора на реализацию этих двух проектов, значимых для региона и всей страны, – добавила Наталья Комарова. – Кроме того, мы не исключаем, что к двум якорным инвесторам присоединятся и другие бизнес-структуры, которые внесут свой вклад в создание услуг, сопутствующих вокзальным, – гостиницы, торговли и так далее. И, таким образом, финансовое бремя на каждого инвестора будет меньше.
Как правительство Югры и РЖД поделят между собой расходы на реконструкцию вокзалов, станет известно в процессе проектирования.
Нефтяники, подключайтесь!
Еще одной темой обсуждения стал участок трассы Тобольск – Сургут – Коротчаево, чья пропускная способность исчерпала себя еще в 2012 году. Сейчас основным инвестором этого проекта является компания «Новатэк», чьи грузы по большей части и движутся по железнодорожным путям. Общие вложения в развитие участка должны составить более 30 млрд рублей. Его модернизация позволит обеспечить потребности нефте- и газохимических предприятий в перевозках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с учетом прогнозируемого роста грузопотоков.
Проект реализуется с 2007 года. С этого момента началось строительство вторых путей на линии Тобольск – Сургут и создание 14 разъездов на участке Сургут – Коротчаево. Кроме того, в рамках проекта ведется реконструкция станций Тобольск, Демьянка и Сургут. Стоимость этого проекта в целом оценивается в 54,2 млрд рублей.
По словам президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова, сейчас проект продвигается в соответствии с графиком, что позволит увеличить провозную и пропускную способность участка и обеспечить в 2016 году вывоз 24,5 млн тонн углеводородов, что на 73 % выше уровня 2011 года.
– После окончания реализации проекта единственным проблемным местом останется станция Сургут. Сейчас она работает с полной загруженностью и уже исчерпала пропускную и перерабатывающую способности, – пояснил Олег Белозеров. – Это «узкое горлышко» нам необходимо расширить за счет строительства нового парка по крайней мере с тремя отправочными путями.
Так как основной пользователь станции – компания «Газпромтранс», то участники совещания предложили провести совместную работу по поиску инвесторов на реализацию проекта по развитию станции. Сегодня проектные работы уже одобрены. По мнению экспертов, на модернизацию станции потребуется как минимум 950 млн рублей. Со своей стороны, начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов заявил, что компания готова выделить 200 млн рублей на монтажные работы: «за три года можем существенно изменить конфигурацию станции и решить все существующие проблемы».
Есть план «Б»
Несмотря на успешную 68-процентную реализацию проекта Тобольск – Сургут – Коротчаево губернатор округа предложила партнерам обратить внимание и на другую возможность развития транспортной системы Севера.
– Считаю, что для развития Севера России есть еще одно перспективное направление: Полуночная – Обская, – отметила Наталья Комарова. – Линия пройдет вдоль восточного склона Уральских гор и способна обеспечить кратчайшую меридиональную связь между Северным широтным ходом и Транссибом, а также связь с морским портом Сабетта.
Проект является приоритетным по двум причинам. Первая – надежный выход России в Арктику может быть обеспечен только двумя магистралями, которые разделят постоянно увеличивающийся поток грузов. Вторая: Полуночная – Обская позволит открыть для промышленного освоения пока труднодоступные районы Приполярного Урала. Их ресурсный потенциал, даже не до конца разведанный, оценивается как минимум в 18 трлн рублей и способен стать новой сырьевой базой для развитой металлургии всего большого Урала, что особенно важно в условиях широкого импортозамещения и перехода на отечественное сырье.
Северный широтный ход – проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской.
– Не сегодня завтра все меры по модернизации дороги Тобольск – Сургут – Коротчаево окажутся тщетными, она снова будет перегружена. И мы как стояли на одной ноге, так и останемся стоять, особенно если будет запущен Северный широтный ход, – высказалась губернатор Югры. – У нас есть якорный инвестор, готовый вложиться в строительство автомобильной дороги в направлении Приполярного Урала, в создание соответствующей инфраструктуры. Паспорт проекта уже утвержден Правительством России. Сейчас ведется поиск других инвесторов. Замечу, что округ крайне заинтересован в развитии транспортной инфраструктуры, в усилении работы с РЖД. Мы окажем всяческое административное содействие, чтобы проекты реализовывались в установленные сроки и в проговоренных объемах.
Опубликованных комментариев пока нет.