В этом году сургутская школа с профессиональной подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья празднует свое 40-летие. Педагоги образовательной организации уверены, что в этом возрасте школа только начинает свой путь, ведь с открытием нового корпуса в минувшем году возможностей стало больше. Школа недавно стала опорным окружным образовательным центром, работающим с особенными детьми. С какими планами и педагогическими задумками подошел к юбилею коллектив учреждения – в материале «СТ».
Осваивают профессию с детства
Образовательные стандарты для всех одни, а потому – и учебники, и методические пособия для педагогов всех школ едины. Но как применить стандартную программу для детей с особенностями развития? Чтобы адаптировать методические пособия для своего образовательного учреждения, педагоги трудового обучения школы с профподготовкой тратят много времени и сил.
- Если в других школах есть готовые программы, то у нас их нет, поэтому мы адаптируем каждую под своих детей. И мы, кстати, охотно делимся опытом. На базе нашей школы проходили окружные профессиональные курсы для педагогов по трудовому и дополнительному обучению в инклюзивных классах. Наши учителя участвуют в составлении педагогических методических пособий совместно с Уральским государственным педагогическим университетом, - рассказывает председатель методического объединения школы с профессиональной подготовкой, учитель трудового обучения Татьяна Лисьих.
Ученики 1-5 классов наряду с основной образовательной программой обучаются еще и по пропедевтическому профилю, где осваивают ручной труд. В средней школе учащиеся выбирают направление, по которому будут обучаться вплоть до 12-го класса. Таких специализаций в школе четыре: слесарь-ремонтник, столяр строительный, швея, а также работник зеленого хозяйства. Последняя профессия, кстати, появилась совсем недавно. А с открытием в школе дополнительного корпуса с новыми швейными, столярными и слесарными мастерскими у педагогов и учащихся появилось настоящее раздолье для плодотворной и творческой работы.
В швейном цехе, к примеру, появились машинки, которые раньше можно было встретить разве что на производстве. Учителя трудового обучения в школе с профессиональной подготовкой – специалисты штучные, ведь каждый из них должен иметь сразу несколько специализаций – помимо профессионального профиля, будь то технология швейного или столярного дела, необходимо быть педагогом и дефектологом.
- Я работаю в этой школе уже более двадцати лет. Раньше, конечно, у нас не было таких возможностей. Сейчас ученицы могут освоить работу и на швейном станке, и на оверлоке. Но мы, как и прежде, разрабатываем наглядный материал самостоятельно. Невозможно найти в магазине и приобрести пособие, где подробно описан механизм крепления воротника к горловине, к примеру, - говорит педагог трудового обучения Лариса Бойко.
Главное – адаптировать к жизни
Большое внимание в школе уделяют внеклассной деятельности. Так, к примеру, в образовательной организации по выходным работает кружок в столярной мастерской, куда могут прийти как воспитанники школы, так и их родители.
- Таким образом мы решаем сразу несколько задач. Это и психологическая разгрузка всей семьи, и передача опыта взаимодействия родителей с их детьми. На удивление, это направление пользуется большой популярностью среди семей с особенными детьми, - говорит педагог трудового обучения Александр Зигарь.
С большим успехом подопечные школы с профессиональной подготовкой участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Один из важных – национальный чемпионат «Абилимпикс». По своей направленности он схож с чемпионатом «Джуниор Скиллз», только участвуют в нем исключительно лица с ограниченными возможностями здоровья.
- В прошлом году «Абилимпикс» проводился на базе Сургутского политехнического колледжа, а вот все оборудование и техническое наполнение предоставила наша школа. Наши воспитанники заняли на конкурсе два первых места в направлении «Шитье», - рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе и безопасности Надежда Голомазова.
Впрочем, как нельзя лаконично и правдиво об успехах педагогов и самих учеников в данном случае говорит показатель трудоустройства воспитанников образовательной организации. Подмастерьями на мебельное производство вчерашних школьников охотно берут в компанию «СургутМебель» и на предприятие «Горводоканал». Девочки, которые осваивают швейное дело, устраиваются в швейные ателье и мастерские по пошиву одежды.
Опубликованных комментариев пока нет.