89.6584   $ 73.8537





×
Общество
0

С чего начинается наука

Принято считать, что серьезный интерес к науке зарождается во время учебы в вузе. Но в Югре процесс глубокого погружения в систему знаний начинается гораздо раньше. Уже с шести лет ребята начинают проявлять свои творческие и технические таланты, воплощать в жизнь инженерные идеи.


Школьники Югры посещают «Кванториумы», центры инновационного творчества, где они занимаются робототехникой, ментальной арифметикой, рисуют на 3D-принтере, создают мультфильмы, изучают беспилотные летательные аппараты и программируют новые информационные продукты.

Школа юных айтишников
Например, проект «Яндекс.Лицей» позволяет ученикам восьмых-десятых классов не только познакомиться с профессией программиста, но и получить системные знания в этой области. Он работает в шести городах Югры: в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Лангепасе, Урае и Белоярском. IT-проект помогает школьникам сформировать компетенции, востребованные в современном мире. Это стало возможным благодаря поддержке правительства региона, окружного департамента информационных технологий и Югорского научно-исследовательского института информационных технологий.
Сейчас ученики второго курса образовательного «Яндекс.Лицея» осваивают промышленное программирование. Так, девятиклассники и десятиклассники, которые уже знают об информационных технологиях куда больше, чем большинство взрослых, приступили к практической части курса: они разрабатывают IT-проекты на языке Python, решают прикладные задачи, создают приложения с графическим интерфейсом и разными библиотеками.
Ученики попробовали себя в творческих проектах: разработке чат-ботов, мобильных квестов, игр. Например, Евгений Владзиевский работает над проектом нового мессенджера для общения, а Дарья Мартюшова разрабатывает редактор фотографий. Проекты остальных ребят разнообразны: от приложений для чтения PDF-файлов и переводчиков до планировщиков.
Это полугодие станет завершающим в их двухгодичном обучении, и уже в мае состоится первый выпуск лицеистов «Яндекса» в Югре. После окончания полного курса у школьников будут навыки, достаточные для работы младшим разработчиком или стажером. Программа лицея создана в образовательной организации «Школа анализа данных», выпускники которой работают в лучших IT-компаниях мира. Уроки проходят два раза в неделю, и их легко совмещать с обучением в школе. Опытные преподаватели прошли курсы повышения квалификации и получают постоянную поддержку команды проекта.

Технопарк на колесах
В канун Нового года в Югре появился первый «Мобильный Кванториум». Образовательный комплекс послужит проведению занятий по нескольким инженерно-техническим направлениям: летательные аппараты, экология, дизайн, хайтек, роботы, виртуальная и дополненная реальности.
«Мобильный Кванториум» представляет собой автобус, в котором установлены 3D-принтеры, паяльные станции, станок с числовым программным управлением для лазерной резки. У школьников будет доступ к очкам виртуальной реальности, уже собранным квадрокоптерам и конструкторам, из которых ребятам предстоит собрать свой первый беспилотный летательный аппарат самостоятельно, а после и запрограммировать его. Также в арсенале автобуса будет больше 30 ноутбуков, поэтому каждый ребенок сможет комфортно работать над своим проектом.
Педагоги передвижного «Кванториума» не только познакомят школьников с новыми технологиями и профессиями будущего, но и смогут помочь им подготовиться к олимпиаде Национальной технологической инициативы, инженерно-техническим конкурсам.
«Мобильный Кванториум» посетит около 20 поселков и деревень, его возможностями сможет воспользоваться примерно тысяча детей.



Инновации своими руками
В таких центрах можно испытать свои возможности в разных направлениях и определиться, что больше нравится. Возможно, это поможет ребенку сделать один из важнейших в жизни выборов – свою будущую профессию.
Например, Надя Коновалова с сентября ходит в студию мультимедиа Центра молодежного инновационного творчества. Уже после первого занятия ее семья увидела результат.
– Надя всегда мечтала стать блогером, снимать ролики. Стремление было, фантазия и трудолюбие тоже никогда не подводили. Для реализации идей не хватало только знаний и правильных преподавателей. В первый же день, вернувшись домой, дочь взяла фотоаппарат, сама настроила его и принялась фотографировать летящие крупинки сахара. Ее целью было сделать фотографию, на которой в полете была бы видна каждая гранула. И это после всего одного занятия в студии, – рассказывает Наталья Коновалова, мама Нади.
Основная идея центра – оказывать всестороннюю поддержку любому человеку, который захотел создать что-то своими руками. Творить детям помогают опытные наставники и современное высокотехнологичное оборудование. В группе Нади всего три человека, занятия практически индивидуальные, что особенно ценно, преподаватель может уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Интересы родом из детства
Такие интересы, родом из детства, в большинстве случаев ребята могут пронести через всю жизнь. А продолжить заниматься научными разработками можно в вузе.
Например, студент Югорского госуниверситета Александр Парамзин увлекся инженерным творчеством в пять-шесть лет, а в вузе понял, что хочет и дальше заниматься наукой. Сейчас инженерная мастерская при университете – его детище. Молодой человек вынашивал идею открытия такой площадки еще со школьных лет. Теперь под его наставничеством школьники и студенты Ханты-Мансийска собирают макеты автомобилей. Педагог обучает ребят с нуля.
– Это нелегкий путь, но мы готовы его пройти. Дети бросают, уходят-приходят. Остаются самые целеустремленные, – говорит он. – Как показывает практика, если ты не ушел через два месяца, то уже не оставишь это хобби.
Результатом работы мастерской становятся макеты автомобилей, которые собирают воспитанники секции. Модель в 24 раза меньше реального размера авто – примерно 20 сантиметров длиной. Особенность стендового моделизма – в повторении мельчайших подробностей прототипа в деталях на макете. Цель создателя проекта – привить молодым людям любовь к творческому конструированию. А навыки моделирования пригождаются и в быту: благодаря хобби Александр может починить холодильник, автомобиль или ноутбук.
Сейчас Александр – магистрант, планирует продолжить учебу в аспирантуре. В вузе он работает над проектом «Умное месторождение. Дополненная реальность». Молодой инноватор уверен, что использование очков дополненной реальности позволит вывести образовательный процесс на новый уровень.
– Это добавит элементы интерактивного взаимодействия, поможет перейти к выполнению более сложных и приближенных к реальному производству учебных задач, снизит риск технических ошибок, минимизирует получение травм, – объясняет Александр.
Студенческие разработки
Третьекурсник Сургутского госуниверситета Александр Лепинских получил грантовую поддержку на свою разработку. Четыре месяца вместе с командой ученых он занимается созданием программно-аппаратного комплекса постановки диагноза флебологических заболеваний.
– Наша задача – создать программу, где будут отображены фотографии и МРТ-снимки нижних конечностей, благодаря которой можно поставить диагноз и, самое главное, отсеять тех, кому не требуется хирургическое вмешательство. Разработка позволит сократить количество проводимых операций, а следовательно, и снизить нагрузку на врачей и материальные затраты для медицинских организаций, – рассказывает студент.
Кстати
Инноваторы из Югорского госуниверситета – победители конкурса «УМНИК». Сотрудник высшей научной школы ЮГУ и два студента стали лучшими в направлении «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии». Они получат грант в размере 500 тысяч рублей на проведение научно-исследовательских работ по своему проекту.

Теги статьи: #Будущее Югры

Автор текста: Лолита Гальт

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии