×
Общество
0

С чистого листа1

Век живи, век учись. Теперь дистанционно.


Первая учебная неделя на удаленке подходит к концу. Более 34 тысяч ребят из 33 нижневартовских школ подключились к интернет-платформам, чтобы закончить последнюю четверть. Рассказываем о первых «блинах комом» и оптимизме грызущих гранит науки.  
Утро добрым не бывает
- Ну, здравствуй, новая жизнь, - вместо приветствия сказала старшая дочь-девятиклассница в попытке прорваться к ванной комнате.
Еще совсем недавно утро нашей семьи было другим. Александра училась в первую смену, подъем в 7.00. В это время домашние еще спали, и девочка спокойно собиралась в школу. Часом позже вставал сын-второклассник, друг другу они совсем не мешали. Когда парень отправлялся на занятия во вторую смену, дочь возвращалась. Были секции-кружки-репетиторы, все вместе мы собирались лишь за ужином и в выходные, и то не всегда. Мы скучали друг по другу, мечтая об отпуске, когда можно находиться рядом 24/7. Но, как говорится, бойся своих желаний. Не дожидаясь лета, мы получили такую возможность сейчас и воплотили в жизнь еще одну мечту многих учеников - не ходить в школу. Что ж, хотели - получайте. Теперь можно и даже нужно забыть о ее посещении. Только вот учебу никто не отменил. И это, пожалуй, самая трудная перемена в жизни ребят, родителей и педагогов. Всем нам пришлось заново учиться учиться, начинать все с чистого листа.
Тяжело в учении, легко в бою?
Еще до того, как мы все поняли, что придется перейти на новый формат обучения, небольшая группа нижневартовских журналистов, чьи дети-школьники, дискутировала на эту тему. Споры вышли жаркие, одни утверждали, что нет ничего страшного в онлайн-уроках, вторые приводили аргументы «против». Группа «за», как оказалось, это мамы и папы ребят, в школах которых задолго до наступления пандемии отрепетировали удаленное обучение. Однако же большая часть образовательных учреждений, педагогов, детей оказалась плохо подготовлена к новым реалиям, хотя надо отдать должное городскому депобразования. Когда стало ясно, что дистанционка неизбежна, в Нижневартовске заблаговременно поинтересовались, есть ли в семье гаджеты и доступ в интернет. У кого их не оказалось, выдали. Всего более восьмисот планшетных компьютеров. Позаботились и о тех, кто живет за городом и где качество интернет-соединения оставляет желать лучшего, для таких школьников разработали индивидуальные учебные планы.
Но, как оказалось, наличие всех благ цивилизации в учебе нового формата не главное.
У моей старшеклассницы три онлайн-урока в день. За все пять минувших дней никаких серьезных сбоев не возникало. Но случались другие «неполадки».
К примеру, один из педагогов, наверняка по причинам объективным, опоздал на урок. Потому вместо положенных 20 минут - таковы нормы СанПиНа - на занятие осталось меньше времени.
Новые условия позволили оценить и компетентность педагогов, их способность работать в нестандартных условиях. Стало понятно, что лучше справляются те, кто и прежде умел грамотно провести урок. Наверное, это и правда талант: в заданное время, что прежде - 40 минут, что сейчас - 20, умудриться и пройденное обсудить-закрепить, и суть новой темы разложить по полочкам.
Однако даже хорошо усвоенный урок - это еще не все. Не всегда получается у моей страшеклассницы выполнить домашнее задание. В нашей школе оно выполняется на платформе «ЯКласс», которая иной раз просто не выдерживает нагрузки. В один из дней дочь не могла зайти в нее почти сутки. Благо, педагоги все понимают и не требуют домашку здесь и сейчас.
Ко всему прочему, проанализировав ситуацию, в профильном городском департаменте решили немного изменить подход к дистанционке во избежание подобных недоразумений. Теперь школьники распределены на три возрастные группы, которые подключаются к урокам по очереди. По словам замглавы Ирины Воликовской, удалось снизить одновременный онлайн и риск сбоев в работе серверов. А еще в ближайшие дни обещано переговорить с основными поставщиками интернет-трафика и обсудить качество их услуг, которое сегодня многих подводит.  
В дистанционном режиме у наших 9-классников проходит и подготовка к основным предметам ОГЭ. Будут ли они сдавать экзамен нынче, еще не ясно. Пока Минобрнауки говорит лишь о ЕГЭ, который не отменят однозначно. Так или иначе, но дети занимаются. Кто как может.
- Неделя была непростой, - признается дочь. - Но только потому, что все это не привычно, а в целом, как мне показалось, никаких сложностей нет. Эти дни были адаптационными, каждый сделал работу над ошибками. Думаю, дальше будет проще.
Сочувствуем педагогам
Если говорить о сыне-второкласснике, то у него по-моему все прошло довольно просто, хотя именно за Семена переживала больше. Не берусь говорить за других, но у наших малышей в день один онлайн-урок. На все остальные - их 3-5, учитель дает ссылки на видеоуроки, презентации, которые помогают усвоить материал. Правда, если бы сын учил немецкий язык, которым не владею, наверное, было бы сложнее. С английским худо-бедно справляемся. Ко всему педагоги постоянно на связи в популярных мессенджерах.
Главное, объяснить ребенку правила входа в конференцию - у нас она проходит на платформе Zoom. Домашние задание мы фотографируем и отправляем на почту. Словом, механизм за минувшие пять дней удалось отработать.    
Однако есть еще один нюанс. Вопрос самоорганизации сейчас как никогда актуален. Домашняя обстановка, безусловно, расслабляет детей. Поэтому, если ваш ученик не привык придерживаться графика, опаздывал и на реальные уроки, а во время занятий «считал ворон», здесь сетовать на дистанционку не стоит. Мы постарались не менять привычный уклад жизни: подъем, завтрак, подготовка к урокам. Отведены время на обед, игры, «домашку». Расслабиться можно, но лучше после.  
Учителям, конечно, этот самый уклад сохранить сложнее, особенно тем, у кого свои ребятишки маленькие. Иной раз за кадром их бывает слышно, потому что не объяснишь, что хоть и дома, но мама/папа работает. Благо, на заднем плане в режиме видеоурока мы не наблюдали членов семей учеников, педагогов, щеголяющих в исподнем, хотя, говорят, и такое случается.
А еще именно сейчас стало понятно, насколько тяжел труд педагогов. Нагрузка увеличилась в разы, на мой взгляд. Ведь в условиях самоизоляции они продолжают готовиться к урокам, проверять выполненные задания, которые хаотично сыплются им на почту, контролировать тех, кто забыл/проспал/не выполнил/плохо расслышал. Ко всему, едва ли не круглые сутки они на связи с родителями и учениками. Не раз наблюдала, как в 11 вечера у кого-то возник ну «крайне важный вопрос»: а в какой тетради нам писать? И учитель, который, возможно, уже засыпал, отвечает.
На урок в пижаме
Несомненно, два моих школьника находят в «дистанционке» свои плюсы. К примеру, старшенькая с учетом того, что во время онлайн-урока не включает видео, а только слушает и отвечает педагогу, спокойно может учиться прямо в постели в пижаме и делать заметки на полях блокнота.
Ко всему Саша девочка, а значит, ей присущи все дамские «заскоки». Зато сейчас не нужно стоять полчаса у шкафа с одеждой в раздумьях, как бы нарядиться. Минус и макияж, и прическа, да и время пути в школу-обратно можно потратить на себя.
Плюс для меня как для мамы: дочь стала больше читать художественной литературы, увлеклась Ремарком. Минус - книги, а предпочитает дочь именно бумажные, теперь в библиотеке не взять,  купить можно только в интернет-магазине. Впрочем, 3-5 дней доставки решают проблему, проверено.
Если бы можно было гулять, то и младший Семен в общем-то был бы абсолютно счастлив. Теперь вместо 4-5 обычных уроков в день один, и те по 15 минут опять же согласно СанПиНу. Не надо несколько часов кряду сидеть ровно за партой, перемены не лимитированы, плюс появилась возможность смотреть заданные учителем видео, презентации в комфортной обстановке.
- А еще классно, что не надо ждать времени до столовки, захотел - взял из холодильника, что хочешь, и сиди, занимайся, - говорят Семен и его растущий организм.    
На уходящей неделе Министерство образования и науки РФ дало разрешение закончить учебный год для учеников 1-8 классов хоть сейчас при соблюдении определенных условий. Решения будут приниматься в регионах самостоятельно. Но в Югре пока никаких сведений на этот счет в профильные ведомства не поступало.
Что же касается «дистанционки», то совершенно точно - она нас всех взбодрила, заставила пересмотреть взгляды и на систему образования, и на собственных детей, испытала на прочность родителей. Рано или поздно пандемия сойдет на нет, ну, а мы  получим отличный опыт и сделаем выводы. Думается, что сложные ситуации на то нам и даны.
Разберемся и подключим
Сбои с интернетом во время дистанционки, как показывает опрос SuperJob, мешают «грызть гранит науки» не только югорским школьникам. Проблемы во всех регионах страны.
Только 36 процентов россиян положительно отозвались о новой системе обучения. А вот недовольными оказались почти 40 процентов родителей. Основное нарекание в связи с техническими сложностями и неготовностью IT-структур. Онлайн-платформы не справляются с нагрузкой, зависают, некорректно работают, из-за этого у ребенка нет возможности полноценно поучаствовать в уроке и нормально усвоить материал. Отмечается и нехватка живого общения с учителями.
В нашем округе к решению возникших вопросов должны подключиться профильные ведомства. Такое поручение дала губернатор округа Наталья Комарова.
- Обучение организовано на нескольких образовательных платформах с использованием различных сервисов онлайн-связи. В связи с тем, что на дистанционное обучение перешла вся страна, отмечается неустойчивость связи. Поручаю департаменту образования совместно с департаментом информационных технологий и цифрового развития проанализировать качество организации дистанционного обучения, выйти на региональный штаб с предложениями, если требуется вмешательство губернатора, правительства, федерального центра.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии