Сушки на дереве
Гостей встречали девушки с корзинками, они раздавали сушки на ниточках. Это подношения для духов. Традиция имеет древние корни: северные ханты вешали на березы свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с веселыми криками собирали и съедали дети.
Как и в древности, основными участниками праздника стали малыши. Для них организовали мастер-классы по изготовлению вороны и гнезда – из природных материалов, конкурсы по разгадываю ребусов и национальных головоломок, а также шуточные богатырские состязания по стрельбе из лука, бросанию обруча на хорей, сбиванию противника мешком с соломой и многое другое.
Что за стружки
Артистка театра «Солнце» Юлия Яркина исполнила в спектакле роль мамы, которая объясняет ребенку, что ворона радуется рождению всех детей, а не только тех, которые родились с ее прилетом: «Когда ты осенью лежал в люльке, ворона грела свои лапки о твои стружки и радовалась, что ей тепло».
Захотелось выяснить: о каких стружках идет речь?
– Мое детство прошло в деревне Ванзеват. Моя мама Маргарита Федоровна Рябова рассказывала мне, что в то время памперсами не пользовались. Из тальника скоблили ножом нежную стружку и насыпали в детскую люльку. Когда подстилка намокала, ее заменяли на свежую. Но использованную нельзя было ни сжечь, ни выбросить, – говорит актриса. – Мама уносила стружку и высыпала под один пенек. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапки. Мох, на котором видели птицу, тоже стелили в люльки под младенца.
Почему мы делали гнезда
Во время праздника на мастер-классе многие девочки и женщины сделали гнезда. Оказывается, изготовление гнезда – это часть традиционного обряда, совершаемого на Вороний день.
– В детстве бабушки и мамы накануне Вороньего дня плели гнезда, потом ночью клали в них снежки-яйца и закапывали в сугробы. Втыкали сверху неприметную веточку. Утром детям говорили: «Ищите гнезда». Ребята бежали искать, откапывали и собирали их. Считалось: кто больше гнезд найдет, тот и весной больше всех утиных яиц соберет. Куриц же не держали на стойбищах, яйца в рационе были только весной, когда утки их откладывали, а ребятишки собирали. Еще в этот день варили на костре кашу из оленины с крупой – саламат, пекли хлеб и пироги. Собирались несколько семей и праздновали, детям загадывали загадки да сказки рассказывали, не забывали и вороне оставить угощение, – рассказывает ведущий научный сотрудник этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» Раиса Решетникова.
Вороний праздник
Вороний день, по-хантыйски «Вурна хатл», принято отмечать во вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность.
Во время костюмированного представления артисты рассказали о почитании серой вороны коренными народами Севера как вестницы пробуждения жизни и покровительницы женщин и детей. Это прародительница Калтащ принимает облик вороны и помогает женщинам при родах. По преданию, воронье карканье означает «с моим прилетом родитесь, девочки, родитесь, мальчики».
Опубликованных комментариев пока нет.