Заявок было несколько тысяч со всей страны. В полуфинал Уральского федерального округа вышли 153 человека: от Свердловской до Курганской областей. По итогам конкурса в России сформируют так называемую педагогическую элиту. Это сообщество учителей, которые будут участвовать в ключевых событиях сферы образования.
Феномен Пыть-Яха
О том, кто такой «учитель будущего» и в чем его задача, говорили на протяжении всего конкурса. Полуфинал проходил в Екатеринбурге и длился три дня – все выходные, чтобы не пострадал образовательный процесс. Со всего УрФО приехали лучшие учителя своих школ, городов и регионов – их отбирали еще осенью. Педагогов тестировали на знание собственного предмета, а еще культуры речи и в целом русского языка. Чему удивляться, если эти испытания прошли далеко не все. В этом смысле всех поразила Югра. Точнее, Пыть-Ях. Из небольшого города в полуфинал вышли сразу 15 человек – причем все из одной школы. Это и замдиректора, и учителя математики, ИЗО, музыки… Один из педагогов, Ирина Федорочева, стала единственным в полуфинале учителем биологии. В педагогической тусовке даже появился термин «пыть-яхский феномен».
– Свою педагогическую деятельность начинали вместе больше 25 лет назад в одной школе. После небольшого перерыва, также командой, перешли работать в школу № 6, которую и представляем на конкурсе, – рассказала участница конкурса Татьяна Никиреева. – Учитель будущего должен быть творческим и ярким человеком. Какой бы предмет он ни вел, в каком бы он ни был возрасте, какой бы у него ни был опыт работы, желание творить и делать это искренне – одно из самых важных качеств учителя будущего. Причем творить надо от всей души, с полной самоотдачей, что называется, на пятерку! Любое соревнование – это развитие. В разговорах я услышала, как коллеги, с которыми мы даже не были знакомы ранее, говорят о том, что мне казалось очень близким и личным. Я словно слышала свои мысли из чужих уст о роли учителя в жизни ребенка, о счастье в педагогической профессии. Это удивительное чувство единения.
На югорской волне
Югорских педагогов члены жюри, кстати, сразу отметили. Есть что-то особенное в северных учителях. И дело даже не в красных педагогических дипломах или объемах рабочей нагрузки. Они современные. Это в Екатеринбурге заметили все без исключения. Например, в Ханты-Мансийске учителя вовсе не борются с привычкой школьников «не вылезать из телефонов», а научились использовать гаджеты в образовательном процессе. Так, в третьей школе смартфон у учеников обязательно лежит на парте вместе с учебниками и тетрадями.
– Цель «учителя будущего» – побудить внутреннюю мотивацию ребенка к обучению. А сделать это можно только форматами современными, интересными для ребенка и понятными ему, – уверена педагог Татьяна Погребняк. – Можно организовать что-то с применением цифровых технологий. Детям приятно, когда учитель оказывается на их волне и может перестроиться, когда он понимающий, знающий. Они говорят, что ценят учителей за уровень их образованности, эрудиции и профессионализма. Ты показываешь им полезные сайты. У меня телефоны на уроках очень активно используются в старших и младших классах.
Она знает, о чем говорит. Вместе с детьми Татьяна Погребняк снимает обучающие ролики о лексике. В скором времени планируют запустить полноценный влог.
А подопечные Виктории Макеевой создают инстаграм-страницы исторических личностей. Ведут их на английском языке.
– Дети реализуют в интернете свои фантазии, учатся рассуждать. Например, изучили на истории биографию Екатерины Второй или Петра Первого и прогнозируют, как могла бы выглядеть их страничка в «Инстаграме»: какие фото, лейтмотив, хештеги, комментарии. И все это на английском языке. Вот так мы на одной волне с детьми и взаимно обогащаем друг друга, – пояснила Виктория Макеева.
Учить для будущего
С югорчанами согласны и специалисты ведущих образовательных площадок страны. В один из дней для конкурсантов мастер-класс провел профессор Московской школы управления «Сколково» Андрей Щербенок. Он рассказал о запросах современных выпускников российских школ и университетов и новейших подходах к образованию универсальных специалистов. Пример – школа перспективных исследований ТюмГУ. Его называют «самым международным» бакалавриатом России. В нем работают 25 преподавателей-исследователей из 11 стран. Там студентам позволяют комплексно изучать социогуманитарные дисциплины. В том числе их пересечения с информационными технологиями и биологией. Треть предметов в своей программе студенты выбирают сами.
– Учителем будущего является человек, который может эффективно работать в школе будущего. То есть в первую очередь нужно подготовить людей к хорошему университету, чтобы они эффективно в нем учились, учить детей так, чтобы они не воспринимали процесс образования как процесс получения каких-то знаний. Учитель должен научить задавать вопросы и понимать, что на сложные вопросы правильных ответов несколько. Преподаватели должны относиться к пространству знаний не как к каталогу, где есть какие-то контрольные вопросы, а как к пространству, где есть место для индивидуальной мыслительной траектории, – заявил Андрей Щербенок.
Учительская тусовка
В полуфинале выбрали 39 педагогов. Следующие испытания им предстоят в Москве в конце апреля. Победителей ожидают заграничная стажировка и другие профессиональные призы.
– Мы вышли за стены своего класса, мы выбрались за пределы своей школы, за пределы своего региона. Мы получили очень много общения, обмена опытом, идеями, поэтому в любом случае, как бы это ни было сложно, мы понимаем, что такой опыт общения и командной работы полезен, – рассказала одна из участниц конкурса «Учитель будущего» Ирина Немытова.
К тому же лучшие педагоги получат доступ к ведущим образовательным учреждениям России. В качестве бонуса полуфиналисты смогут пользоваться богатой электронной методической библиотекой, участвовать в вебинарах.
– Конкурс «Учитель будущего» – это не только площадка для соревнования, это место, где учителя могут пообщаться друг с другом, обменяться мнениями, поделиться идеями, подходами и технологиями. Такое взаимодействие между педагогами разных возрастов и разного педагогического стажа лежит в основе формирования того сообщества учителей будущего, которое мы все вместе строим уже сегодня, – подчеркнул руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев. – Мы оцениваем умение педагогов работать в команде, их коммуникативные компетенции, умение аргументировать, принимать педагогические решения, учитывая психологию и педагогику.
В финале педагоги уже будут решать реальные учительские «задачки», проводить открытые уроки и мероприятия. По итогам федерального конкурса сформируют сообщество «учителей будущего». В него войдут полуфиналисты и финалисты конкурса. Они смогут участвовать в мероприятиях образовательного центра «Россия – страна возможностей» и в ключевых событиях сферы образования.
Опубликованных комментариев пока нет.