Образование – это создание Образа!
В первую очередь, говорят эксперты, необходимо восстановить престиж педагога, учителя, наставника. Особое внимание следует уделять при этом и воспитанию в семье.
– Начало начал – семья. Там формируется человек с первых дней своей жизни, все, что он впитывает дома, на каких ценностях воспитывается, какие взаимоотношения выстроены в семье, – все это будет формировать его как личность. И безусловно, роль школы в этом процессе не менее значима, возвращение воспитательной составляющей в школы можно только приветствовать, – уверен декан филологического факультета СурГПУ Николай Ганущак.
Он также отметил, что школа – это прежде всего образование, фундаментом которого являются не только науки, но и духовно-нравственные, этические, моральные ценности. Образование – это создание Образа! Его невозможно создать на сиюминутных запросах, должна быть прочная платформа, на которой и будет формироваться полноценная, гармоничная личность.
– И тут, на мой взгляд, роль литературы выходит на первый план, потому что русская литература несет в себе глубокое духовно-нравственное начало. И потому что Россия всегда была литературоцентричной. Если же говорить о роли государства и о том, какие задачи оно должно ставить, то необходимо в первую очередь создать комфортные условия труда, дать достойную зарплату, то есть обеспечить материальное благополучие учителя, наставника. Он не должен думать, как ему оплатить ипотеку, кредит, накормить семью, – считает Николай Ганущак.
Не надо мешать педагогу работать
На защиту педагогов встает и заместитель директора центра правовой поддержки граждан и гражданских инициатив «Югорский советникъ» Наталия Кузьмина. Она, в частности, подчеркивает, что говорить надо не только о роли педагога, о повышении его статуса, но и о том, что в школе за последнее десятилетие произошел перекос во взаимоотношениях педагога, ребенка, родителя:
– Родители порой не дают возможности педагогу нормально работать. Всегда найдется одна мама, которая считает, что ее ребенка обучают недостаточно квалифицированные, недостаточно терпеливые, недостаточно добрые учителя. И еще тысяча разных причин найдется, чтобы пожаловаться на педагога. Такие родители парализуют работу класса, педагогического коллектива, строча жалобы во все инстанции мира, а школа и учитель вынуждены защищаться, подтверждая правомерность каждого шага учителя. Поэтому необходимо найти способы и механизмы защиты прав учителя.
Во все времена авторитет поддерживался на уровне государства. В СССР педагог пользовался огромным уважением. Это был образованный, политически подкованный, эрудированный специалист, понимающий психологию ребенка и его родителей. Воспитательная функция педагога возрастет еще и тогда, когда у него станет больше времени для общения с ребенком и его родителями, добавляет Наталия Кузьмина. Сегодня, к сожалению, львиная доля времени уходит на заполнение всевозможных отчетов, формуляров.
– В Год педагога министерству просвещения надо свести к минимуму бумажную работу, которую ведут учителя, – подытожила эксперт.
«Разговоры о важном» важны и нужны
Коснулись эксперты и вопросов идеологии. 30 лет назад мы отказались от нее. Между тем идеология существует в каждом государстве как его фундамент. И если по каким-то причинам она рушится, то тут же навязываются чуждые ценности и существование государства ставится под угрозу. За примером ходить не надо – в девяностые была принята Конституция, написанная под диктовку Госдепа США. По большому счету наша страна жила по чужим методичкам и лекалам. СВО показала, к чему привел отказ от этого государственно значимого вопроса. Введение в российских школах уроков патриотизма – «Разговоров о важном» – в 2022 году назрело, считают эксперты.
– Сегодня надо плотно работать с детьми, начиная с дошкольного возраста, и вести их до студенческой скамьи, воспитывать на конкретных исторических примерах. Необходимо формировать глубокую связь с малой родиной, с Отечеством, то есть идти от истока, и здесь огромную роль должна играть школа. Ведь большую часть своей жизни ребенок проводит в ее стенах, и патриотизм в немалой степени формируется у подрастающего поколения именно в школе и школой. Главной миссией школы сегодня должно стать формирование поколений образованных, высоконравственных молодых людей, наделенных чувством ответственности за свой город, за свою страну и осознающих свою идентичность, – подчеркнул директор мультимедийного исторического парка «Россия – моя история» Виталий Малыхин.
«Разговоры о важном» – еженедельный идеологический курс, направленный на формирование социально зрелой личности, воспитание патриота, гражданина, семьянина, труженика. Актуальность идеологического воспитания отметили все участники дискуссии. Однако здесь очень важно не «перекормить» школьников этой самой идеологией.
– На мой взгляд, сегодня в воспитательном и образовательном процессе главное – не перегнуть в идеологическом плане. Идеология, которая также введена в образовательный процесс, не должна превалировать в школе, в ином случае мы можем получить совершенно иной результат, нежели ожидаем. «Разговоры о важном», безусловно, нужны сегодня, если брать во внимание ситуацию в стране и проведение специальной военной операции, – высказался преподаватель ОБЖ лицея № 1, победитель регионального этапа всероссийских конкурсов профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года Югры – 2023» Валерий Ямбарцев.
В заключение участники дискуссии отметили, что наставничество, как один из элементов воспитания и обучения молодых специалистов, в последние 30 лет фактически утрачено. Если даже молодой специалист будет закреплен за наставником, не всегда последний заинтересован тратить время на обучение и повышение профмастерства молодого работника. Сегодня стало очевидным, что наставничество необходимо возродить. По мнению экспертов, сделать это можно, опираясь опять же на советский опыт, разумеется, с учетом современных реалий. Например, раньше на производстве наставники получали надбавку, на эту роль выбирали и назначали самых опытных, пользующихся большим авторитетом в коллективе специалистов. Что мешает сегодня внедрить этот опыт на практике? Да в принципе ничего! А результат не заставит себя ждать, считают эксперты. Тем более что в прошлом эта форма профессионального обучения, имеющая «обратную связь», уже доказала свою эффективность.
Кстати
Правительство автономного округа утвердило план мероприятий по проведению в 2023 году в регионе Года педагога и наставника. По словам директора департамента образования и науки Югры Алексея Дренина, документ сформирован на основе федерального, при этом особый акцент сделан на наставничестве:
– Наш план затрагивает не только отрасль образования, но и наставничество в различных отраслях и направлениях в принципе. Это крайне важно в первую очередь для молодых специалистов.
В настоящее время в плане 36 мероприятий – это различные форумы, круглые столы, акции, мастер-классы, семинары, конкурсы профмастерства. При его составлении учитывались предложения педагогической общественности, органов исполнительной власти автономного округа, федеральных органов власти.
Опубликованных комментариев пока нет.