×
В Югре
0

Сергей Филатов: «Общественные приемки должны начинаться с техзадания»

Объективное мнение инвалида по зрению о «комфортном» пространстве Сургута и Югры


В Югре завершает работу региональная программа «Доступная среда», которая занималась обеспечением комфортной жизни и передвижения инвалидов. Ее планировалось реализовать до конца 2020 года. Несколько месяцев в запасе у общественников еще есть. Предварительные итоги работы программы подводили на заседании Общественной палаты округа. Главный рупор югорских инвалидов Сергей Филатов обозначил реальные проблемы. В интервью «СТ» он рассказал, почему его реальность спотыкается об официальные отчеты чиновников и что такое настоящая доступность и комфорт в понимании самих инвалидов.

 Сергей, насколько в Сургуте комфортно жить инвалидам по зрению?
– Выделять инвалидов по зрению, колясочников, глухих в отдельные категории некорректно, потому что формирование доступной среды, особенно во вновь строящихся объектах (не важно – улицы, здания) должны соответствовать требованиям универсального дизайна. То есть то, что доступно, интересно, комфортно для какой-то отдельной категории инвалидов, в идеале оно не создает проблем для других. Потому что требование универсального дизайна: когда всем удобно и комфортно. Сейчас основная проблема, что при разработке проектных решений по реконструкции улиц, строительству новых зданий проектная документация не соответствует требованиям законодательства по доступности инвалидам. Так происходит, потому что заказчик старается сэкономить на стадии технического задания на проектировании. Он выдает задания, которые ущемляют интересы инвалидов или некоторых категорий инвалидов. Проектная документация появляется некачественная, а при производстве работ строители еще дополнительно отступают от проекта, и вылазят серьезные проблемы.
 Например?
– На днях разговаривал с инвалидом-колясочником, который купил квартиру в новом доме. А по автомобильной стоянке объект недоступен для инвалида-колясочника. Собственник-застройщик заявляет, что у него изначально в задании на проектирование было отображено, что проживание инвалидов-колясочников в данном доме не предусмотрено. Это грубейшее нарушение законодательства и дискриминация по признаку инвалидности.
 
Продать или предать
 А есть четкие правила, которые все регламентируют?
– Есть ряд правил, обязательных к исполнению в строительстве. Там говорится о доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения. Существуют и другие требования к городской застройке, требования к проектированию с учетом интересов инвалидов. В том числе, и зданий социального назначения, образовательного… То есть в принципе нормативная база есть, и довольно неплохая. Но у нас не очень грамотные проектировщики попадаются. Потому что присылают проектную документацию на согласование, а там такие ляпы! Если бы у меня работали такие проектировщики, я бы гнал их просто, а не платил зарплату.
 То есть по сути каждый строительный проект должен согласовываться с обществом инвалидов?
– Есть требование законодательства. Закон о соцзащите, что все принимаемые решения, связанные с интересами инвалидов, должны согласовываться законными представителями общественных организаций, действующих на территории. Эту норму часто игнорируют. Так же есть проблема, связанная с квалификацией и компетентностью среди самих инвалидов. Были ситуации, когда я отказываюсь согласовывать документацию из-за грубейших в ней нарушений. Тогда люди ищут организацию, которая им все равно подписывает проект. В законодательстве не обозначена конкретная организация, с которой нужно согласовывать документацию. Это можно сделать с любым инвалидным сообществом, действующим на территории. Вот находят таких, и им подписывают эту документацию по разным причинам. Возможно, и коррупционным.
 Даже так?
– Я почему говорю… В начале этого года мне приходила документация на согласование, я отказывался ее подписать, пока не будут соблюдены нормы. И звонил руководитель проектной организации, которая находится за пределами нашего региона. От него вопрос звучал очень интересно: ваша организация нуждается в спонсорской помощи? Я говорю, давайте мы вначале отработаем по вашим проектам, а потом уже будем разговаривать о спонсорской помощи. После того, как мы отработали проект, внесли коррективы, после этого уже никакой спонсорской помощи никто не предлагал.

Сергей Филатов:
«В Сочи не создали комфортную городскую среду, а накидали кучу тактилки, которая даже не нужна! А подземные переходы, где установили подъемники… Они закрыты на ключ! Потому что ими может пользоваться - на кнопки нажимать - только специалист. И для того, чтобы воспользоваться подземным переходом, нужно звонить в эксплуатирующую организацию и договариваться, когда их сотрудник будет там, чтобы подъехать и воспользоваться им. На комиссии Общественной палаты РФ инвалиды-колясочники рассказали, как они приехали в Сочи на пляж, который презентуется как полностью доступный для всех инвалидов. А по факту он работает с 8 до 20, и только час (!) там имеется тьютер, который помогает инвалиду-колясочнику. Кабинки для переодевания, туалеты, душевые, расположенные на пляже, не приспособлены для колясочников вообще»

 
Нужно заставить чиновника думать
 Получается, что вы участвуете в общественных приемках практически всех зданий города? Эффект есть?
– Смотрите, какая получается ситуация. Нас приглашают на общественную приемку – неважно, здания, сооружения, улицы. Ну, приезжаем, видим, что есть какие-то несоответствия и нарушения. А застройщик говорит, что мы сделали все по проекту. И в проекте этих вещей изначально не предусмотрено!
 Вот это поворот!
– 9 октября было заседание комиссии Общественной палаты по делам инвалидов Российской Федерации. И я как раз озвучивал (и не только я, и представители других регионов поднимали этот вопрос), что нас приглашают в конце. Хотя по большому счету необходимо выстраивать работу с экспертным сообществом от инвалидов на этапе разработки техзадания – на проектирование! А не приглашать на итоговую приемку, где выявляется куча несоответствий с требованиями по доступности, и в то же время это уже исправить практически невозможно. Так как подрядчик будет прав, говоря заказчику, что он выполнил все строго по проекту. Нужно работать на стадии разработки задания по проектированию.
 То есть все по проекту, но с нарушениями?
– Тот же самый пример, где отсутствует автостоянка для инвалидов. Это в многоквартирном жилом доме. А застройщик говорит: у нас в задании на проектирование не предусмотрено проживание инвалидов-колясочников в данном доме.
Еще пример. Последняя документация, которую я видел, проект реконструкции территории нескольких многоквартирных домов. Там написано, что проект разработан на основании требований, которые не включены ни в один из перечней ни добровольного, ни обязательного применения. Это раз. А во-вторых, он отсылает к СНиПу – недействующему нормативному документу. Если изначально на некорректной нормативной документации начинают разрабатывать проект, то что получается в итоге?
 В Сургуте вы давно курируете это направление, позитивные сдвиги вообще есть?
– Что касается доступной среды вообще, паспортизации и прочего… По нормам законодательства это направление курирует управление соцзащиты. Мы с 2011 года занимаемся вопросами доступной среды. Наша региональная программа «Доступная среда» появилась еще раньше федеральной. Федеральная – в 2011 году, а региональная – в 2008-м. С 2011 года мы стали активно работать в этом направлении: по паспортизации объектов, с проектной документацией, с общественной приемкой зданий и сооружений. В Сургуте очень многое поменялось. Есть позитивные сдвиги. Но часто в целом выполнено хорошо, но какие-то мелочи перечеркивают все до ноля.
 Вот прям так?
– Пример – наша центральная площадь, которую называют ядром города. Там пандус не соответствует никаким требованиям. Тактильную плитку для инвалидов по зрению уложили неправильную: на определенных участках вместо предупреждающей – запрещающую. Вместо того, чтобы предупредить меня о развилке, мне сообщают, что там запрещено в принципе идти. В площадь вбухали 82 млн рублей. И плитка за 500 рублей в масштабе всех работ, это мелочь. Но какая мелочь?
 А с чего бы вы начали изменения в городе?
– Необходимо в головах у чиновников перевернуть всю ситуацию и заставить их просто-напросто думать. Конкретно, логически, не на показатели, что вот мы освоили такие суммы, а на качество выполнения программ. Пока не будет изменений на уровне психологии, до тех пор не думаю, что что-то конкретно поменяется. У нас пытаются отчитаться, что все хорошо, потому что деньги по программе освоены. А по факту отчетность, которая предоставляется, ничем не подтверждена.

«В Сургуте обследовано более 1700 жилых помещений, чтобы сформировать реестр инвалидов, нуждающихся в срочной помощи. Понятно, что всем пандусы за счет благотворителей не построить. Все-таки это задача муниципалитета», – считают в ОНФ

 
Количество нормальное. Качество хромает
 На бумаге пандус есть, а в реальности – он не соответствует нормам?
– Даже если соответствуют нормам… Наличие пандуса не означает доступность объекта. Ну, и сделали пандус для инвалида-колясочника. У нас в городе из 14 тысяч инвалидов инвалидов-колясочников – человек 500. Ну и что? И примерно тысяча – инвалидов по зрению. А что слепому делать? А глухому? Среди инвалидного сообщества часто возникает конфликт. То, что замечательно для колясочника, к примеру, понижение на съезде на проезжую часть, для меня, слепого, вообще смертельная ситуация. Я выхожу на проезжую часть, не замечая никаких предупреждающих знаков, и попадаю под автобус. Конфликт интересов возникает. Поэтому одно из требований универсального дизайна: должна учитываться вся специфика всего инвалидного сообщества. Тактильная плитка для меня, как для слепого, хороша. И чем выше рифы, тем для меня лучше. А колясочник на ней задницу отбивает. И женщина на каблуках идти по ней не может. Приспособления для той или иной категории инвалидов не должны ущемлять интересы других слоев населения.
 Эти ГОСТы тоже, наверное, обновляются?
– Сейчас поменялся ГОСТ по плитке. Высота рифа на плитке уже не 7 мм, а 3-4 мм. Она не настолько проблематична для остальных пешеходов. Появились другие технологии. К примеру, в том же ГОСТе по тактильному и наземному указателям есть рекомендация: нецелесообразно использовать на улице плитку, а рекомендуется использовать холодный пластик. Это уже другие технологии, другое качество и другое ее восприятие в плане передвижения по ней.
 У нас в Югре где лучше всего организована доступная среда?
– Мы летом проводили аудит Ханты-Мансийску по добровольной сертификации общественных пространств. У них шел ремонт улицы Мира, и там 40 объектов: перекрестки, общественные, детские, спортивные площадки… У нас были замечания. Но Ханты-Мансийск – единственный город в регионе, который приступил к добровольной сертификации, то есть проведению аудита и получению заключения рекомендаций по доступной среде.
 Что это за аудит и для чего его проводят?
– Существует индекс качества городской среды, который высчитывается в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда». В числе показателей: доступность для инвалидов площадей, улиц, объектов соцкультбыта, многоквартирных домов. Наш аудит определяет реальный вред здоровью инвалидов. Он показывает достоверность предоставленных данных. Последний официальный отчет по реализации региональной программы «Доступная среда» говорит, что у нас 86% объектов доступны для инвалидов. Протокольное решение комиссии по соцполитике и трудовым отношениям качественной жизни граждан общественной палаты Югры в феврале этого года: их предлагалось актуализировать и скорректировать. Однако сейчас региональная программа «Доступная среда» заканчивает свое действие.
 Как? Это – все?
– Мероприятия, которые были запланированы по программе «Доступная среда», разойдутся по профильным программам департаментов. Насколько они будут там выполняться? Я сомневаюсь, что для профильных департаментов они будут приоритетными. Как будут работать городская и федеральные программы, нужно разбираться.
Однако в городе и в регионе делается довольно много, особенно в сравнении с другими регионами. Но то, насколько эффективно это делается, это уже другой разговор.
Фотографии сюжета / 3 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии