Сага о хантах
Хантыйский писатель Еремей Айпин – автор более 20 книг о жизни своих земляков. Наибольшую известность получил его исторический роман «Божья матерь в кровавых снегах». Литературное произведение о восстании коренных народов Севера в 1930-х годах было выдвинуто на соискание Нобелевской премии. В 2009 году по роману хантыйского писателя сняли полнометражный художественный фильм «Красный лёд. Сага о хантах». Главные роли в кинокартине исполнили актёры Александр Лымарев, Марина Александрова, Александр Баширов, Дарья Мороз и другие.
На творческой встрече в Киноцентре Еремей Данилович рассказал об экранизации своего знаменитого произведения и различиях между романом и его экранным воплощением.
– Сценарий для фильма писал не я. В нём одна сюжетная линия – о женщине с детьми, которая выбирается из района восстания. Режиссер Олег Фесенко приехал сюда снимать, и я принимал участие в некоторых сценах. Ему было интересно добавить в фильм немного мистики. Например, есть момент, где на помощь местным жителям выходят из снега рогатые богатыри. В моей истории такого не было, но это выглядит интересно, – говорит писатель. – Я узнал о восстании из рассказов своих родственников, потом нашёл подтверждение в документах, так получилась эта история.
Грустный фильм о раненой чайке
Писатель Сергей Козлов с 2008 года работает вместе с режиссером Константином Одеговым. По мотивам романа «Мальчик без шпаги» был снят фильм «Наследники». Позже они совместно создали сценарий к фильму «Рисунки дождём», идеей для которого послужила реальная история из детства Одегова, рассказанная им в повести «Я знаю, что ты есть».
На форуме писателей Югры режиссер рассказал о совместном проекте «All inclusive, или Как осиротело небо». Это документальный фильм, который получил «Золотую гагару» в номинации «Публицистическая программа, документальный фильм» на XXII Международном экологическом телевизионном фестивале «Спасти и Сохранить». Повествование в киноленте ведётся от лица раненой чайки по имени Джонатан. Утерянная возможность летать и вынужденный близкий контакт с людьми наводит главного героя на большое количество размышлений о ценности жизни, в которых находят своё отражение взгляды авторов фильма.
После окончания просмотра 24-минутного фильма в зрительном зале воцарилась мертвая тишина, которую нарушил режиссер.
– Я был на кинофестивале в Греции. Нас поселили у моря в частном отеле. Там жила чайка с подбитым крылом. Меня очень тронула её история. Я стал ее подкармливать, чтобы подружиться. Поскольку камера всегда со мной, я стал снимать птицу. Понаблюдав, решил, что это мужчина, дал ему имя Джонатан, по известному произведению Ричарда Баха, – рассказывает историю создания картины Константин Одегов. – После Джонатан стал главным героем фильма. Меня поддержали известные актёры, которые жили в
отеле, в частности Юрий Назаров, который подыграл мне. А озвучивал Джонатана великий драматический русский актёр Владимир Толоконников, вы все его знаете по роли Полиграфа Шарикова в экранизации повести Булгакова «Собачье сердце». Владимир Толоконников умер в 2017 году, и фильм мы посвятили его памяти.
– Во время озвучки на студии «Мосфильм» я услышал всхлипывания звукорежиссера. Сначала внимания не обратил. Было жарко, лето, в студии работали кондиционеры, я подумал, что парень простудился, – вспоминает Одегов. – Обернулся и увидел, что молодой парень, не обременённый жизненными мучениями, плачет. Он не видел готового изображения фильма, а только слушал Толоконникова. Тогда я понял, что это произведение получилось.
Константин Одегов рассказал, что очень любил исполнителя роли Шарикова, одновременно с чайкой актер озвучивал и героя фильма «Рисунки дождём», а в телефоне режиссера Толоконников был записан как «друг брат».
Фильм, фильм, фильм
Сергей Козлов, который общался с участниками форума по видео-конференц-связи, рассказал о собственном опыте и участии в создании художественных фильмов:
– Фильм «Жених по объявлению», который показывали на Первом канале, был создан по мотивам романа «Вид из окна». Я его написал в Ханты-Мансийске и про Ханты-Мансийск. В целом фильм оказался довольно известным, имел большой успех в прокате. Сейчас совместно с Мосфильмом мы создаём сериал по моей книге «Романовы», которая довольно хорошо продаётся. Мы с Константином сходимся во мнении, что фильмы Шукшина и Тарковского являются вершиной советской кинематографии, к которой хочется стремиться.
Опубликованных комментариев пока нет.