×
Общество
0

Школа – ровесница Победы

В этом году одно из старейших учебных заведений округа – школа № 3 Ханты-Мансийска – отмечает большой юбилей. Судьба многих югорчан так или иначе связана с ней. Бывшие выпускники работают на благо региона во всех отраслях экономики Югры: в нефтедобыче, строительстве, ЖКХ, транспортной сфере, здравоохранении, культуре и, конечно, в образовании.


Сейчас за парты третьей школы сели правнуки тех, кто в 1945 году пришел сюда учиться. А педагогами часто становятся бывшие ученики. Школа сильна традициями, которые передаются из поколения в поколение, здесь не забывают о достижениях педагогов и учеников разных лет. Подробнее об этом учителя третьей школы и рассказали нашему корреспонденту.

Урок первый – истории
Школа № 3 появилась 75 лет назад, в тот год, когда наша страна одержала Великую Победу над сильным, жестоким и коварным врагом – фашистской Германией. СССР еще не оправился от войны, люди голодали, бедствовали, однако все понимали, что образование – это будущее. И в стране, несмотря на очень тяжелое время, открывались школы, профтехучилища, институты и университеты. И открытие школы 5 декабря для Ханты-Мансийска стало большим событием.
– Первые три года, когда образовательное учреждение появилось, дети занимались в стенах первой школы в вечернее время, – вспоминает педагог, первый директор школьного музея, ветеран педагогического труда Татьяна Смольникова. – А уже в 1949 году мы получили новое, деревянное двухэтажное здание на улице Комсомольской. Первым директором был Иван Дмитриевич Непомнящих, уникальный, творческий человек, обладавший большими организаторскими способностями. Благодаря ему сформировался сильный учительский коллектив. Добрыми словами вспоминали выпускники тех лет учителя физики и иностранного языка Артура Карловича Эрлиха, за которым ребята «ходили табуном». В это время преподавала Антонина Дмитриева Хуланхова, я ее, к счастью, застала. Она и сейчас, в свои 90 лет, помнит каждого ученика. Нельзя не упомянуть и Валентину Александровну Мотошину, математика. Она была строгая, но очень любила ребят.
По словам Татьяны Николаевны, в то время образовательное учреждение славилось своей «опытнической» работой. Усилиями Дарьи Широбоковой при школе был разбит уникальный сад. Добавим, что потом Дарья Нестеровна работала в киевском ботаническом саду, но связи со школой не теряла.
– Юннатская работа школьников в саду была оценена на всесоюзном уровне, – рассказывает Татьяна Смольникова. – Ребята с плодами своего труда участвовали в мероприятиях ВДНХ. И сюда, в сад нашей третьей школы, приводили делегации гостей, чтобы посмотреть, какие яблоки растут на Севере, какую здесь выращивают пшеницу, цветы.
В 1979 году в жизни школы случился праздник – построили новое здание на улице Калинина, где она расположена и сейчас. Школа, как вспоминают ветераны, по тем временам была красивая, большая. Тогда бразды правления школой взяла Анна Иванова. Но надо заметить, что праздник у ребят и педагогов случился не сразу: здание было построено с изъянами: крыша текла, во многих классах было холодно, педагоги и ученики сидели не в туфлях и ботинках, а в кисах и пальто. Но Анна Ивановна добилась, чтобы все недочеты были устранены.
Следующая модернизация случилась уже в 1999–2001 годах. Полностью поменяли проводку, отопление, надстроили один этаж. Эти перемены произошли, когда школой руководила Галина Ковалева. Тогда же открылся и школьный музей, благодаря которому хантымансийцы знают историю родной школы.
А в 2002 году директором стала молодая и энергичная Галина Кузнецова, учитель физики. Благодаря ей образовательное учреждение было компьютеризировано, обеспечен выход в интернет. В арсенале учителей появились интерактивные доски. Химические, физические и биологические лаборатории кабинетов оборудовали по последнему слову техники. Многое в то время делалось, да и делается сейчас, чтобы обучить учителей новым методикам и подходам в работе. Благодаря этому дистанционное обучение из-за пандемии нового коронавируса не стало серьезным испытанием для ребят и их наставников.



Урок второй – педагогики
Сейчас школа носит название «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3». Это направление в работе начал воплощать в жизнь в 1990-е годы директор Александр Кармазин. Такой статус школа получила в 2003 году. В чем смысл этой «углубленки»?
– Первый набор в углубленные классы был в 1989 году, – говорит учитель русского языка и литературы, нынешний директор школьного музея Татьяна Ульрих. – Углубленных «ветви» у нас четыре: математическая, гуманитарная, лингвистическая и биологическая. Школьник выбирает любимый предмет, изучает его детально, и, как правило, потом эта дисциплина и становится его профессиональным выбором.
По словам педагогов, выпускники школы, яркие и талантливые, учатся не только в России, но и за рубежом: в Чехии, Великобритании. Степан Сирук, например, получил высокие баллы ЕГЭ по всем предметам: информатике и ИКТ – 100 баллов. Сейчас он осваивает ядерную физику в одном из ведущих российских вузов.
Углубленное изучение позволяет ребятам побеждать в различных всероссийских интеллектуальных состязаниях. Совсем недавно, в 2018 году, Макар Зольников занял третье место на научно-практической конференции «Шаг в будущее» (Москва), Антон Ульрих – второе место на конференции МГУ «Наука плюс».
– Сегодня мы работаем по новым стандартам, которые ориентированы на гуманное отношение к ученику, – поясняет заслуженный учитель РФ Людмила Слинкина. Педагогический стаж Людмилы Семеновны – 50 лет, в третьей школе она проработала 37. – Мы делаем все, чтобы ребенку в школе было хорошо, чтобы он был не ведомым, а партнером, соратником.
По словам Людмилы Семеновны, учительскую команду школы № 3 отличает атмосфера взаимопомощи, преемственность поколений наставников. Учителя преданы своему делу, они ищущие, активные, стремятся даже в самой сложной ситуации найти позитивный момент и, благодаря этому, решить самую сложную педагогическую проблему.
– Учитель – это не только носитель информации, но он еще и духовный наставник, – отмечает Людмила Семеновна. – Хорошо, что сегодня обратили внимание на воспитательный блок в современной школе.


Урок третий: такова школьная жизнь
Все мы вспоминаем школу не только по урокам, но и по общешкольным мероприятиям, кружкам, секциям. В этом плане общественная жизнь третьей школы весьма насыщенна. В ней создавались клубы, выпускались газеты. Она славится художественной самодеятельностью, театром. В 1982 году школьники под руководством Любови Корнеевой дебютировали со спектаклем «Девочка и апрель».
А с 1986 года и по нынешний день школьным театром руководит учитель русского языка и литературы Людмила Мамедова. Золотая постановка труппы «Про Федота-стрельца» пользовалась неизменным успехом у педагогов и школьников в течение ряда лет.
Активно сейчас ребята занимаются волонтерством. Курирует это направление, как и ученическое самоуправление, Алла Шмидт.
– У нас есть активные ребята-«звездочки», которые с седьмого класса приступают к разнообразной творческой деятельности, – рассказывает Алла Анатольевна. – Они занимаются, в частности, и профилактикой здорового образа жизни, дорожно-транспортных происшествий, активно участвуют в ученическом самоуправлении. И у этих «звездочек» появляется возможность стать значимыми людьми в обществе. Они сегодня участвуют в молодежном совете города и уже вместе с главой муниципалитета, руководителями подразделений, жителями Ханты-Мансийска решают городские проблемы, заявляют о себе.
Одна из таких «звездочек» – выпускница Катя Манвелян. В 11 классе она была награждена премией губернатора Югры в целях поощрения и поддержки талантливой молодежи за вклад в развитие ученического, студенческого самоуправления.
Алла Шмидт добавляет, что ребята из школьного волонтерского движения «Стремление» регулярно занимают первые места в городских конкурсах «Волонтер года», добиваются победы и в состязании «Ученик года».
Надеемся, что школа № 3 и дальше будет продолжать славные традиции, заложенные ее основателями. Учителя делают все, чтобы образовательное учреждение стало для ребят вторым домом. А учение с увлечением, стремление детально изучить любимый предмет помогут школьникам найти правильную дорогу в жизни, профессию, стать успешными.

   Алена Бочкова учитель начальных классов, педагогический стаж – 25 лет
- Я с третьего класса училась в третьей школе. Моей первой учительницей была Екатерина Алексеевна Петрищева. По ее примеру я и стала педагогом. Я видела, что все учителя добрые, милые, приветливые. Когда после педагогического колледжа в 1994 году я пришла в школу, она меня поддержала, сказав: «Я очень рада, что мы будем теперь работать вместе!» Я до сих пор помню все свои выпуски. Особенно хорошо мне запомнился мой 1 «З» класс, двадцать четыре ученика, и из них всего пять девочек. Там учился Денис Маковозов, самый маленький, самый рыжий и самый шустрый ребенок! Он мне не давал вести уроки. Мои наставники посоветовали найти к нему особый подход. И я стала гулять с Денисом по Долине ручьев и разговаривать с ним. Постепенно к нашим прогулкам присоединялись все новые и новые дети. Контакт был найден, дисциплина в классе восстановлена.
   Анна Вечтомова учитель русского языка и литературы, выпускница третьей школы 2014 года
- В третью школу я пришла в пятом классе и сразу же «влилась» в коллектив. Я до сих пор общаюсь с бывшими одноклассниками.
Каждый педагог повлиял на меня по-своему. Так, Татьяна Андреевна Головина, учитель математики, очень помогла мне во время подготовки к ЕГЭ. Я не понимала одно из заданий, по которому нужно было (точный текст не помню, конечно) рассчитать показания счетчика для воды. Татьяна Андреевна мне сказала: даю тебе дополнительное задание, ты в конце каждого месяца должна снимать показания домашнего водяного счетчика и рассчитывать, сколько денег твоя семья израсходовала на воду. Со временем я этому научилась, и ЕГЭ по математике сдала, и показания снимать умею!
А в профессиональном плане на меня повлияли Яна Юрьевна Кучеренко и Елена Викторовна Ситникова, которые учили меня русскому языку и литературе. Яна Юрьевна сказала мне: «Аня, с твоим каллиграфическим почерком тебе нужно идти в гуманитарные науки». Ну а Елена Викторовна – для меня образ идеального педагога. Она мне очень помогла, когда я училась в вузе, и сейчас она мой наставник.

Теги статьи: #Ровесница Победы #Школа №3

Автор текста: Михаил Осипов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии