×
Общество
0

Шторм, порванные паруса и долгие гудки в тумане. Какой запомнилась Черноморская регата больших парусников фотокорреспонденту «СТ»?

Читать «Новости Югры» в

- История началась два года назад. Я поехал в Новороссийск на экскурсию, и мне посчастливилось увидеть выход-парад парусных судов, участвующих в Черноморской регате, - рассказывает Александр Онопа. - Это было шикарное зрелище. И тогда я поставил себе галочку мысленно, так сказать, бросил монетку в море и загадал желание - хочу попасть на парусник. Потом за будничной суетой это  забылось, но впечатления где-то на уровне подсознания продолжали подогревать. Эти огромные парусники - «Крузенштерн», «Надежда», «Седов» -  просто потрясли!  

Не просто турист

Перефразируя Высоцкого, можно смело утверждать  - лучше яхт могут быть только ЯХТЫ. Невероятно красивые, изящные, стремительно скользящие  над морскими волнами суда завораживают и пробуждают в душе каждого неизбывную детскую мечту о морских путешествиях, о далеких экзотических островах и неведомых землях. Устоять перед их притягательностью невозможно. Человечество за всю свою историю создало немало прекрасных  творений, но парусные суда, надо признать, - венец человеческого гения. Кто хоть раз совершал прогулку на яхте, уже  никогда не забудет потрясающе  ярких эмоций, чувство восторга и ощущения полной свободы, сравнимой с полетом, которые дарит открытое море и попутный ветер.

Сегодня, как оказалось, стать участником парусной регаты может практически каждый желающий, даже тот, кто вообще никогда не ступал на палубу корабля. Кстати, участников плавания, людей, так сказать, сугубо штатских, называют трейнизами (практикант-турист, от англ. trainee). Что значит быть трейнизом, не имея ни малейшего мореходного опыта, наш фотокорр  испытал на собственной шкуре. По словам Александра, он был готов к ярким впечатлениям, экстриму, драйву, однако никак не ожидал, что этого в трехдневном турне на болгарском паруснике «Роял Хелена» (Royal Helena)  ему выпадет с лихвой.  

 И был день первый

Подъем на судно, проверка документов, прописка  участников круизного перехода  Новороссийск - Сочи. Инструктаж по технике безопасности,  правилам внутреннего распорядка, знакомство с командой, с судном, его устройством, обучение простым навыкам мореплавателей - вязание морских узлов, крепление швартовых концов, такелаж. Александра зачислили матросом.

- Можно сказать, что я приобрел новую профессию. Мы работали командой, вахтенно, скажу сразу, это четко отлаженный механизм. Наше дело было простое  - пойди туда, сделай это, принеси то, убери (смеется). Сложности для меня были в общении - говорят, что болгарский язык схож с нашим языком. Но когда в шторм тебе что-то быстро кричат - ничего не понимаешь. Ты выпадаешь из обоймы, а твое участие необходимо.  И это напрягало.

Вечером того же дня в порту прошли праздничные мероприятия и фейерверк - город  Новороссийск прощался с регатой.

… и день второй

Утром перед выходом из порта стало известно, что переход будет не круизным, а состязательным. Эта новость не очень обрадовала. Все парусники, числом  двенадцать, вышли на рейд новороссийского порта, подняли паруса, выстроились в кильватер и ушли в открытое море. Российские суда - что ни название, то легенда - «Крузенштерн», «Мир», «Надежда»…

 - Наши  российские суда  были огромные - когда «Роял Хелена», на которую я был зачислен, стояла с ними рядом, она смотрелась как лодочка, карлик. А она также относится к классу «А», представляете, какими крошечными суденышками были яхты классов «В» и «С» на фоне  наших гигантов?

В пятимильной зоне от берега в условленной точке стояли на якоре два судна: береговой охраны и организаторов регаты. Участники регаты должны были пройти эти своеобразные ворота, которые являлись стартовой чертой. С этого момента пошел отсчет времени яхтовых гонок. Открытием в этот раз стал трехмачтовый фрегат «Херсонес», родной брат «Надежды» и «Мира». Почти десять лет судно гнило на берегу моря в Керчи, врастая в ил. Его постепенно разворовали, грот-мачта сгнила до основания, механизмы ржавели, разрушился камбуз и система навигации. После присоединения Крыма к России  российские судостроители (Росморпорт, Севастополь) взялись за его ремонт и в короткие сроки восстановили легендарный фрегат.

- Никто не верил, что российское государство сможет восстановить «Херсонес» за такой короткий срок и, уж тем более, что он  сможет  участвовать в регате. А  его восстановили, он принял участие в гонке, причем на  промежуточных этапах занимал вторые и третьи места!

Испытание

И что за регата без бури! Шторм ожидали, о нем предупреждали синоптики, но он налетел на несколько часов раньше. В море вышли во второй половине дня, и до заката море было спокойным. Ветер начал подниматься около восьми вечера, а к полуночи разразился шторм. Ветер достигал 25 метров в секунду, при порывах - до 30 метров. Высота волны - от пяти до семи метров.  

- Это было страшно! Я считал, что многое испытал, многое видел, у меня сертификат дайвера, но такое… Причем ветер был как боковой, так и встречный.  Нас захлестывала то боковая, то встречная волна!  Позже капитаны уже в порту Сочи сказали, что Черное море еще раз показало, почему оно ЧЕРНОЕ.

Семибалльный шторм стих почти через двадцать часов. Изрядно потрепанные парусники продолжили ход, и только  красавец фрегат «Надежда» вынужден был выйти с дистанции - шквалистый ветер сломал пополам 30-метровую мачту судна. «Крузенштерн» лишился четырех парусов, «Роял Хелена» - двух.  

…А потом был штиль, туман и долгие гудки пароходов. И порт Сочи с потрясающе красивой береговой линией. Это был финиш совсем не круизного перехода. Что ж, все приключения, даже самые головокружительные, когда-то заканчиваются. Но остаются на всю жизнь яркие воспоминания о  хождении под парусами, остается бессмертный дух свободы и чувство великого морского братства.

Открытием в этот раз стал трехмачтовый фрегат «Херсонес», родной брат «Надежды» и «Мира». Почти десять  лет судно гнило на берегу моря в Керчи, врастая в ил. Его постепенно разворовали, грот-мачта сгнила до основания, механизмы ржавели, разрушился камбуз и система навигации. После присоединения Крыма к России российские судостроители (Росморпорт, Севастополь) взялись за его ремонт и в короткие сроки восстановили легендарный фрегат


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Фотографии сюжета / 2 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии