×
Общество
0

Скитания по Сети

Восьмиклассники проводят больше времени в интернете, чем старшеклассники


1603 школьника Сургута приняли участие в социальном опросе сургутского филиала БУ «Центр медицинской профилактики». Специалисты постарались определить, страдают ли подростки интернет-зависимостью и какую роль в их жизни играют сайты и соцсети. Ученики 8-11 классов из 34 образовательных учреждений города ответили на вопросы, касающиеся их поведения и восприятия в мире онлайн. Самыми интересными и актуальными ответами в интервью газете «Сургутская трибуна» поделился заведующий сургутским филиалом БУ «Центр медицинской профилактики» Владимир Пидзамкив.

Друг, помощник, враг..?
- Владимир Богданович, почему именно тема интернет-зависимости стала объектом внимания специалистов центра?

- К проведению данного соцопроса нас подвели многие факторы, главный из них - жалобы родителей на постоянное «зависание» детей в интернете. Специалисты предупреждают - в будущем масштабы интернет-эпидемии будут расти. А так как все болезни, в том числе и психологические, зарождаются и развиваются именно в детстве, мы решили путем анкет узнать, как дети воспринимают интернет, «кем» он для них является - другом, помощником или врагом? И видят ли подростки угрозу для своего здоровья из-за частых пребываний за компьютером.
Хочется поблагодарить все школы, которые приняли участие в нашем соцопросе, и  департамент образования Сургута за содействие. Надеюсь, что результаты нашего труда помогут найти ответы на актуальные вопросы и провести профилактические мероприятия, направленные на предупреждение интернет-зависимости у детей.
Да, нет, иногда
- Какие тенденции удалось выявить?

- Мы задавали детям разные вопросы, касающиеся их отношения к интернету. Например, на вопрос «Ты замечаешь, что провел в интернете больше времени, чем планировал?» почти половина респондентов ответили «иногда», одна треть анкетируемых отметили «да, часто». Причем девочек, ответивших положительно, оказалось больше, чем мальчиков (по гендерному признаку соотношение респондентов было 50/50, - прим. ред.). И еще - восьмиклассники проводят больше времени в интернете, чем старшеклассники.
Вполне ожидаемая картина получилась с вопросом о предпочтениях сургутской молодежи. Большинство посещают социальные сети (40% мальчики и 52% девочки), образовательные сайты, и это радует, игровые и развлекательные сайты (44% мальчики и 18% девочки).

44% школьников признались, что люди, с которыми они знакомятся в интернете, надолго становятся их друзьями. То есть виртуальное общение с незнако-мыми им людьми заменяет живое общение, что очень печально

Мы поинтересовались у детей, мешает ли им долгое время пребывания в интернете выполнению домашней работы. Радует тот факт, что больше половины респондентов ответили «нет, никогда», надеюсь, это искренне, 38% школьников засомневались и ответили «иногда мешает».
Большинство участников соцопроса признались, что прежде, чем приступить к своим делам, они проверяют сообщения в социальных сетях, что подтверждает важность виртуального общения в их жизни. Только 17% ответили «нет, никогда».
Несмотря на это все, порадовали результаты некоторых ответов, когда мы пытались выяснить привязанность детей к миру онлайн. Например, на вопрос «Как интернет влияет на общение с друзьями» основная часть анкетируемых ребят ответили «не влияет, все по-прежнему». От общения и совместного времяпровождения со сверстниками в пользу интернета не отказываются 63% респондентов. А вот треть анкетируемых «иногда» предпочитают «посидеть» в интернете, нежели сходить с друзьями развлечься. Свою жизнь без интернета скучной и неинтересной представляют только 14% опрошенных ребят, а 43% не согласны с данным утверждением.
Три вида привязанности
- Какие выводы вы сделали по результатам  соцопроса?

- Сургутские школьники, принявшие участие в анкетировании, хорошо осведомлены о вреде интернета, но не готовы отказываться от тех «благ», которые им предоставляют интернет-ресурсы. Зависимость от интернета существует, но ярко не выражена. Сегодня трудно представить подростка, да и взрослого человека, который в той или иной степени не привязан к интернету. «Если ваш ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении - причин для беспокойства нет», - говорят психологи, с которыми я полностью согласен. Если у вашего чада начались большие проблемы с успеваемостью в школе, он ограничил общение со сверстниками, стал агрессивен, раздражителен и большую часть времени проводит за компьютером - самое время бить тревогу. Все вышеперечисленные факторы - это симптомы интернет-зависимости. Психологи обычно выделяют шесть типов интернет-зависимости, из которых подросткам присущи три: веб-серфинг, бессмысленные и беспорядочные переходы от одного сайта к другому, как вид самоуспокоения; пристрастие к виртуальному общению и знакомствам, что ведет к утрате связи с реальным миром. И самое опасное - игровая зависимость, когда ребенок полностью увлечен играми разных жанров и все свободное время проводит за монитором компьютера. При этом он забывает об элементарных вещах, необходимых для его здоровья: питании, полноценном сне, отдыхе. Таких опасных и устрашающих признаков интернет-зависимости мы среди опрошенных школьников не увидели. Надеюсь, что в будущем ситуация не изменится в худшую сторону.

цитата
«Недавно прочитал интересную статью психологов из универси-тета Гонконга, которые выяснили, что уровень интернет-зависимости людей зависит от уровня удовлетво-ренности их жизнью. Чем хуже качество жизни в стране, тем выше уровень болезненного пристрастия к интернету. Для того чтобы избежать проблем в реальном мире, люди уходят в виртуальный мир, где нет ни кризиса, ни войн, ни катастроф»

- И что же для этого нужно предпринять?
- Необходимо воспитать в ребенке культуру правильного пользования интернетом: объяснить или на своем примере показать, что возможности глобальной сети нужно использовать в правильном русле. А именно в образовательных целях, для общения с друзьями и родственниками из других городов, для поиска учебных материалов. Не забывайте про санитарные нормы работы за компьютером – не больше 45 минут, затем нужен перерыв.
Некоторых родителей устраивает тот вариант, когда их ребенок не «шастает» по дворам со сверстниками и не наживает себе проблем, а спокойно сидит дома и играет за компьютером: и родителей не беспокоит, и вроде как под присмотром. Но это не есть правильно и хорошо. Помните, именно в подростковом периоде формируется  жизненный фундамент, появляется представление о нравственности, добре и зле. И если проводником и учителем в его жизни станет интернет, то вряд ли в будущем он вырастет здоровым, психически состоявшимся взрослым человеком. Прививайте своим детям с раннего возраста основы грамотного использования интернета. И, самое главное, не забывайте уделять должное внимание, любовь и заботу своим детям, очень часто они уходят в виртуальный мир именно из-за нехватки родительской любви и неуверенности в своих силах, способностях. Придумайте совместные занятия, больше общайтесь на разные темы, дайте им больше уверенности и любви в реальном мире, нежели в интернете.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии