Зимнее утро. Мороз под минус 350С. Холод неимоверный. Бегом спускаюсь по крутому заснеженному склону Оби, увидев палатку поисково-спасательного отряда «Центроспас-Югория». Застываю на полпути, заметив цветы на синем льду на месте гибели девятилетнего вартовчанина - третьеклассника первой школы Кирилла Каримова. Белое застывшее безмолвие реки на холодном солнце превращается вмиг в горячее переливчатое – непрошеные слезы не остановить. Постояв на ветру на самом печальном сегодня в мире берегу, пошептав еще с детства знакомые от бабушки молитвы, с комом в горле, который никак не сглотнуть, бегу в спасительное тепло палатки спасателей.
Эта служба и опасна, и трудна
Водолазы уже на месте. Давно раскинули над приготовленной с вечера полыньей - «майной» - палатку, прогрели ее газовой пушкой и уже готовятся к погружению. Поисковые работы здесь ведутся до самого вечера, пока не стемнеет. За день удается погрузиться раз семь. Ребята как на подбор – рослые, крепкие, только такие могут выдержать тяжеленное обмундирование водолаза. Наблюдаю, как они готовятся к погружению. На нательное белье надевается термокостюм, который помогает сохранить тепло, затем – непромокаемый гидрокостюм сухого типа. Обязательно цепляется сигнальный конец в виде длинного прочного троса. Одни боты водолазные весят 8 кг, и надо надеть на себя специальные водолазные грузы – это еще 12 кг, такие же, при необходимости, накидываются дополнительно к уже имеющимся. Они помогают погрузиться на дно и оставаться на месте в нужном районе, когда такое сильное течение, как у нашей суровой сибирской реки.
На спине у Георгия Нагибина водолазный аппарат со сжатым воздухом, который весит более 10 кг. Последние штрихи - жилет-компенсатор с утяжелителями весом 8 кг и маска AGA MK 11 – и водолаз, герой не из нашего повседневного бытия, рискующий здоровьем и даже собственной жизнью, для выполнения поставленной задачи готов. К тому времени, когда он шагнет в мутную бездну, должен в полной экипировке у края полыньи стоять и Константин Жучков – в любую минуту готовый броситься на помощь товарищу.
Заместитель начальника зонального поисково-спасательного отряда (Нижневартовский район) по поисково-спасательной работе КУ «Центроспас-Югория» Роман Бурангулов, тоже спасатель-водолаз, рассказывает, что действуют они по намеченному и утвержденному окружным управлением плану. Спасательно-поисковые мероприятия их отрядом начаты с места предположительной гибели ребенка. Случайных людей здесь нет – все люди опытные, у водолазов высокая квалификация: двое имеют 6-й разряд и один – 5-й.
Глубина реки в данном районе 3,5 м. Видимость в воде нулевая из-за мутной воды и песка, и ребята работают на ощупь – светопроницаемость нулевая. Песок поднимается со дна при погружении водолаза, да и течение сильное его несет непрерывно. Ребята рассказывают: «Ощущение такое, что вот едешь в сильный снегопад, в метель при ближнем свете, а включишь дальний - еще хуже!». «Так то на земле, - подумала я, - а каково там, в страшной холодной бездне?». Оказывается, дно нашей великой реки у городских берегов как картинка из фантастического фильма ужасов – настолько замусорено, что водолазы за голову хватаются. Еще с периода освоения Самотлора здесь потоплено очень много техногенного мусора: торчащая арматура, бетонные балки, трубы, груды железа, а еще и бытового мусора - бутылки, пластик, банки. Работать подо льдом здесь очень опасно, можно зацепиться так, что и не выберешься. При каждом погружении водолазы рискуют жизнью.
«Батискаф» идет на помощь
Наряду с водолазами неустанно работает специальный робот «Sia Seamor 300 T» канадского производства, который доставили из Ханты-Мансийска. Такое оборудование гораздо мощнее робота «Гном», с которым до сих пор работали наши спасатели, и способно «видеть» под водой на расстоянии 1,5 м (против 30-50 см у «Гнома»). Аппарат «Sia Seamor» больше «Гнома», его размеры примерно 50х40х40 и он похож на батискаф, только необитаемый. И так же, как водолазы, находится под покровом теплой палатки и подключен к мощному генератору.
За информацией о продвижении аппарата, возможных препятствиях, температуре воды, скорости течения, которая выводится на пульт управления, следят внимательные глаза специалистов – двух тезок Ивана Климентова и Ивана Игнатова. «Как же много нужно знать, чтобы стать спасателем!» – завожу я беседу с Климентовым. «Да, это так», - говорит он и скромно умолкает. Узнаю от товарищей, что у него высшее техническое образование, водительские права на категории А, В, С, еще и на речной транспорт. Климентов рассказывает, что работа у них не только сложная, но и непредсказуемая во времени и пространстве - они всегда должны быть наготове, потому что никогда не знают, где и когда могут оказаться завтра.
Вы спасайте, мы вас подождем!
Кому как не этим настоящим мужчинам понять, что чувствуют в эти страшные дни родители погибшего. У всех у них есть семьи, а в них маленькие дети. У Романа Бурангулова жена и трехлетняя дочка. Он так рано уходит на работу, что его малышка и не чувствует, как ее отважный папа легонько касается колючей щекой детской макушки. У супруги каждый раз сжимается сердце, когда она отпускает мужа на службу.
У Константина Жучкова двое деток: дочь Мадина десяти лет и совсем крохотный пока сынишка Кирилл, которому только восемь месяцев. Мальчонка сладко спит на заре, а его красавицы машут ему из окна, мысленно благославляя каждый раз и прося у Бога, чтобы вернул их любимого мужа и отца целым и невредимым.
У Георгия Нагибина девочки-погодки восьми и семи лет – Ксюша и Ниночка. Так же, как и все жены спасателей, его очень ждет по вечерам вторая половинка.
Мужчины знают, что им обязательно нужно вернуться домой живыми, но прежде выполнить поставленную задачу.
Дай мне руку, я буду с тобой!
Отец погибшего Кирюши Роман Каримов с верными друзьями, не оставившими его семью один на один со злой бедой, каждое утро помогает спасателям устанавливать палатки, а вечером сворачивать и грузить оборудование. Глаз не поднять на осунувшегося от безмерного горя отца семейства – тридцатишестилетнего мужчину. Но сегодня он не опускает рук, нельзя ему, он – опора супруги и трехлетней малютки-дочери, многочисленных родственников преимущественно слабого женского пола. Кто если не он поддержит их в суровом испытании, выпавшем на долю семьи? «Чуть-чуть легче, - говорит Роман, когда ты занят делом. - Невозможно сидеть и ждать, не та ситуация!».
Крепкое плечо друга подставил ему сегодня крестный отец Кирилла - Юрий Мошкин. Он рассказал, что все они очень благодарны спасателям из «Центроспас-Югории», рискующим жизнью, трудящимся сегодня в неимоверно сложных условиях, не останавливающим ни на минуту трудные поиски мальчика. «Также огромное спасибо нижневартовским спасателям, которые работают сегодня ниже по течению - в районе бывшей базы ОРСа, и там глубина, со слов водолазов, местами доходит до 12 метров. Течение очень сильное - щебень по дну катится как горох, а водолаза с его тяжеленным оборудованием сносит как щепку», - говорит он.
Спасатели в свою очередь тронуты теплым отношением к ним родственников Кирилла Каримова и волонтеров из числа горожан. Говорят, что готовы искать Кирилла столько, сколько будет нужно. Каждый вечер информация о поисках мальчика стекается в окружное управление КУ «Центроспас-Югория», и руководство корректирует план розыскных мероприятий. Ситуация находится на контроле окружного правительства. Город, округ и, кажется, вся Россия переживают сегодня по поводу случившегося – об этом говорят множественные репосты в Интернете.
«Только не верьте нелепым слухам, сверхъестественным силам и нечистоплотным людям, которые готовы нажиться на нашей беде, - говорит Роман Каримов, - никаких денег ни у кого мы не просим, все поисково-спасательные работы проводятся за счет окружного и городского бюджетов. А те, кто хотят помочь, пусть придут в церковь, почистят там снег, помолятся за нашего безвременно ушедшего сыночка». О том, как важно сегодня крепиться, сохранять ясность ума и сердца, рассказал родственникам и батюшка Алексей из храма Рождества Иоанна Предтечи в старой части города, куда за утешением пришли все они в один из скорбных дней. Не остались в стороне учителя, одноклассники Кирюши и их родители.
Сибиряков всегда отличает всеобщая сплоченность, когда их земляки особенно нуждаются в поддержке. И сегодня даже в сильные морозы, когда, кажется, не только тело, а сама душа коченеет, сотни людей своими жаркими сердцами, если бы это только было возможно, растопили бы так не вовремя скованные предательским льдом берега, лишь бы найти маленького Кирюшу.
Опубликованных комментариев пока нет.