На что сегодня направлены усилия российских законодателей, рассказал депутат Государственной думы от Югры, председатель комитета по энергетике Павел Завальный.
– Павел Николаевич, один из самых актуальных для Югры вопросов – добыча трудноизвлекаемой нефти. Какие шаги сегодня предпринимают депутаты для ее стимулирования?
– Я бы отметил перечень законопроектов, который вступил в силу с 1 января этого года. Это так называемый закон об НДД (налог на добавленный доход). Речь о новой системе налогообложения для нефтедобычи. Для понимания, у нас платят налог на добычу полезных ископаемых. Плюс есть налог на прибыль и прочие, но основа – НДПИ. По новому закону система налогообложения претерпела серьезные изменения. Появилось понимание, что все месторождения разные. Эта дифференциация по основным критериям позволяет определять уникальные ставки НДПИ.
В то же время даже такой подход не позволяет разрабатывать тот же бажен. Себестоимость добычи все равно более чем в два раза выше, чем на традиционных месторождениях. Поэтому была применена новая система, основанная на НДД. Мы создаем привлекательность за счет того, что при разработке сначала «отбиваются» затраты и только потом платятся налоги. Инвестору гарантируют, что он окупит расходы. Конечно, при этом определяют границы, чтобы не было соблазна совсем уйти от налогов. Я считаю, что это важнейший законопроект.
– Могли бы вы дать оценку, как у нас продвигается диверсификация?
– Структурная перестройка экономики – это один из самых сложных вопросов на сегодня. Добыча нефти и газа дает уникальную возможность для проведения диверсификации. Их надо использовать, пока они не закончились. Идет развитие ядерных технологий, возобновляемых источников энергии – скоро на нефть просто не будет такого спроса. Нам осталось жить при углеводородной энергетике не так много. Счет идет даже не на столетия, а на десятилетия. Сейчас нефть и газ занимают в мировом энергобалансе 54 процента. Снижение начнется примерно после 2040–2050 годов. К этому времени должен заработать первый промышленный термоядерный реактор. Себестоимость солнечной генерации в развитых странах уже сопоставима с традиционной выработкой электроэнергии. Поэтому экономику нужно перестраивать.
Планы такие есть. Какой вопрос ни возьми, будь то поддержка экспортно ориентированной продукции, сельского хозяйства, развития ядерной энергетики, космической промышленности, машиностроения, – это и есть диверсификация. Но, к сожалению, не все получается. Президент неоднократно говорил, что нам нужен рост производительности труда не менее пяти процентов в год. У нас больше полутора не получалось.
– Почему так?
– Причины, в общем, тоже понятны. Это отсутствие инвестиций из-за кризиса. Рост производительности возможен только при модернизации, для которой нужны деньги и технологии. У нас их не хватает. Запад нам в них сегодня отказывает. Поэтому очень сложно достичь поставленной цели. Инвестиции в ВВП должны быть не менее 25 процентов в год – это главный показатель. Фактически у нас не более 22 процентов (хотя в прошлом году в нашем округе мы достигли 27).
Если все эти показатели будут достигнуты, получится экономическими методами задавить инфляцию. Тогда появятся «длинные» деньги. А это, по сути, инвестиции в долгосрочные, дорогостоящие проекты. В текущих условиях кредиты не позволяют ими заниматься, поскольку сроки окупаемости слишком долгие. Поэтому нужны меры господдержки для таких проектов – субсидии на процентную ставку либо на НИОКР (разработки новых технологий). Такие изменения будут скоро вносить в закон о промышленной политике. Подобные решения как раз нацелены на структурную перестройку экономики. На это направлена вся работа правительства. Но легко сказать, достичь – сложнее.
– Сейчас много разговоров о списании долгов за газ. Не планируете ли вы выйти с инициативой, чтобы жителям Югры тоже простили задолженность?
– Нет, конечно. И в Чечне никто никому ничего не спишет. Также считаю неправильной идею ввести на законодательном уровне единую социальную норму электроэнергии. Я всегда выступал против этого. Не надо делить население на бедных и богатых по принципу объема потребляемой электроэнергии. Кто-то живет в квартире, а кто-то – в собственном доме, уровень потребления разный. У кого-то – электроплита, а у кого-то – газовая. Мы должны стимулировать эффективное энергопотребление, потому что за этим – качество жизни граждан.
В России необходимо устанавливать интеллектуальные счетчики света и газа, которые позволят не допустить резкого роста стоимости услуг. При этом в многоквартирных домах данные приборы должны устанавливаться за счет поставщиков. В целом мы договорились, что тарифы для населения и промышленности, связанные с «цифровизацией» и установкой интеллектуальных счетчиков в электроэнергетике, будут расти на уровень инфляции – и не выше. И это не должно сказаться на экономике, потому что модернизация электросетевого комплекса позволит снизить затраты коммерческие и технологические.
– Нас ожидает массовая переустановка счетчиков? Это не повлияет на рост тарифов для населения?
– Нет, их будут заменять постепенно. Срок службы счетчика – 10 лет. На этот период и рассчитана вся программа. Как только ваш прибор учета отработает положенный срок, его заменят на новый, интеллектуальный. Мы не ожидаем серьезного роста тарифов в связи с этим.
Согласно исследованию Высшей школы экономики, надо повышать цены на электроэнергию для населения по схеме «инфляция +», а для промышленности – «инфляция –». В результате за 13–15 лет удастся выправить ситуацию безболезненно. Сегодня цены для промышленности в целом выше, чем для населения. Граждане платят за электроэнергию на 20 процентов меньше. А экономически цена для населения должна быть на 30 процентов выше, чем для промышленности. Минимум в 1,3 раза. Потому что это низкое напряжение, удаленный потребитель, а промышленность – оптовый покупатель. В итоге, чтобы выправить ситуацию, надо поднять цены для населения в 1,7 раза. А это нереально, поскольку вызовет инфляцию, рост социального напряжения, и это несправедливо по отношению к людям. Не все смогут платить.
Чтобы ускорить достижение паритета и рассматривается схема, когда более интенсивно повышается тариф для населения. Но не для всех. Сделать социальный тариф. Были такие предложения еще в 2013 году. В семи регионах РФ пытались их внедрять. Опыт оказался негативным. Поэтому от эксперимента отказались.
Опубликованных комментариев пока нет.