×
Общество
0

Слышать глазами

Как особенные дети познают мир.


Много лет назад в кабинете тогда еще заместителя директора Нижневартовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Людмилы Козловской раздался телефонный звонок. 
Звонила мать Ивана Волкова из Республики Марий Эл, которая узнала о том, что в далеком северном регионе есть школа, где ее сыну с нарушением слуха могут дать общее и среднее образование и помочь адаптироваться к жизни. Женщина собралась в дальний путь и во время летних каникул приехала в Нижневартовск, чтобы познакомиться со школой, в которую планировала отдать ребенка. Разобравшись в методиках и техниках обучения, она приняла решение о переезде, и уже осенью того же года Иван Волков стал одним из учеников школы №1.
Случай Волковых не единственный. Чтобы устроить детей в специализированное учебное заведение, родители с детьми едут в Нижневартовск со всей страны, ведь именно у нас находится одна из лучших школ для глухих и слабослышащих детей, которой в следующем году исполнится 25 лет.  Школа рассчитана на 120 учеников, сейчас здесь обучаются 114 детей из Нижневартовска, Излучинска и Мегиона. По словам Людмилы Козловской, количество детей, поступающих в школу, ежегодно растет. Если раньше были в основном дети с врожденной глухотой, то сейчас все больше становится ребят с приобретенным нарушением слуха. Это связывают с плохой экологией, ранним деторождением и другими неблагоприятными факторами.
Проморгнул звонок
Здесь все устроено так, чтобы детям с нарушением слуха было легче воспринимать информацию. В каждом классе в зависимости от степени слуховых и интеллектуальных нарушений учится от пяти до восьми ребят. Парты стоят не рядами, а полукругом, чтобы детям было удобнее наблюдать за жестами и мимикой учителя, лучше видеть интерактивную доску - обязательный атрибут каждого кабинета. О начале и завершении уроков также сообщает звонок, который дублируется световыми датчиками, расположенными в кабинетах и коридорах.  
Для глухих и слабослышащих детей важно обеспечить визуальное восприятие информации. Поэтому в коридорах стоят специальные стенды и информационные терминалы, где дети могут ознакомиться с необходимой в учебном процессе информацией: правилами безопасности, расписанием уроков, последними школьными новостями. Полезная информация также дублируется на бегущих строках.
Актовый и музыкальный залы оснащены индукционной петлей. Это устройство, которое передает звуковые сигналы (например, музыку, телепередачу, радиооповещение) без шумовых помех на слуховой аппарат слабослышащих людей. 
Обучающие программы от обычных школ сильно не отличаются, но по времени более растянуты. Если в обычной школе в начальных классах дети проводят четыре года, то здесь - пять, программа девятого класса для старшеклассников растянута на  два года. В начальных классах - специальная учебная литература, а с пятого класса дети занимаются по стандартным учебникам. 
Несмотря на то, что образовательное учреждение имеет статус школы, при ней также функционирует детский сад, который малыши могут посещать с двухлетнего возраста. Это очень важно, ведь специально адаптированные программы позволяют лучше подготовить детей к школе, с ними намного раньше начинают заниматься дефектологи и логопеды. Современные методы лечения позволяют в разной степени развить речевые способности  глухих детей. Конечно, без привлечения профильных специалистов этого не получится.
О детском саде и школе родители, как правило, узнают из сурдоцентра при первой взрослой поликлинике. Там наблюдаются малыши, рожденные с нарушением слуха. 
Чтобы поступить в детский сад или школу, необходимо получить путевку, которая выдается по результатам заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Врачи, логопеды, психологи и дефектологи обследуют ребенка и дадут рекомендации родителям, какую программу ему лучше освоить. В школе действует десять адаптированных основных общеобразовательных программ, которые подбираются с учетом особенностей ребят.
Танцы в тишине
Чтобы лучше подготовить глухих и слабослышащих детей к жизни, с ними проводятся специальные занятия. Социальный опыт является одним из основных направлений, учитывающихся при оценке достижений учеников. Дефектологи и логопеды тренируют слух ребенка, ставят основные звуки, учат разговаривать. На уроках «Школы безопасности» дети осваивают основные навыки, которые нужны в повседневной жизни. Например, как вызвать скорую помощь или другие экстренные службы и что нужно сказать, чтобы тебя правильно поняли и отреагировали.
Относительно недавно в школе появилась новая категория детей с кохлеарными имплантантами. Это небольшой передатчик звуковых волн, который устанавливается непосредственно в область улитки внутреннего уха. Раньше такая операция была доступна только в больших городах, а с недавнего времени ее проводят и в Сургуте. Благодаря  имплантанту дети начинают слышать, но мир звуков еще остается неизведанным. 
- Они начинают слышать, например, журчание воды, но не понимают, что это за звук и откуда исходит. Поэтому с ними проводится отдельная работа, - говорит Людмила Борисовна. 
Трудно поверить, но дети с нарушением слуха могут прекрасно танцевать. Это тоже заслуга педагогов, ведь в простой школе такой ребенок вряд ли этому научится. Дети с удовольствием посещают музыкально-ритмические занятия. Музыку они не слышат, но всем телом чувствуют звуковые вибрации, которые передаются по полу от акустической системы - сабвуфера. 
Ребят здесь учат даже петь, правда, жестами. Людмила Козловская с гордостью показала видео жестового пения своих учениц, с которым они выступили на  ежегодном городском конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнце для всех». 
Помимо школьных кружков, многие дети с удовольствием посещают школы искусств, реализуя себя в художественном, декоративно-прикладном ремеслах. Многие занимаются адаптивным спортом и связывают с ним дальнейшую жизнь, работают тренерами.
В добрый путь
После завершения школы связь с бывшими учениками не обрывается. Иван Волков, о котором мы говорили ранее, выпустился два года назад. Молодой человек продолжил обучение в  Казанском авиационно-техническом колледже. Есть дети, которые учатся в Ульяновском и Уфимском медицинских колледжах. Но, по признанию директора, многие дети предпочитают оставаться в нашем городе. 
В Нижневартовске есть два образовательных учреждения, которые с удовольствием принимают выпускников школы. Это социально-гуманитарный и строительный колледжи. На первых этапах решать организационные и другие моменты слабослышащих детей в колледжах помогает школьный сурдопереводчик. Она отслеживает, куда поступают дети, приходит на занятия, помогает ребятам установить контакт со сверстниками и преподавателями. 
Настоящая гордость учебного заведения Ольга Гришкина, она закончила школу с отличием и поступила в социально-гуманитарный колледж, где также отличилась в учебе. После завершения обучения она вернулась в родную школу в качестве преподавателя и уже второй год работает со слабослышащими детьми. 
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии