Невозможно представить современный мир без фотографии. Но речь идет не о бесчисленном количестве селфи в наших мобильных телефонах и не о студийной съемке, которая в это время года так популярна. Тут нечто большее: творчество, документалистика, свобода.
Свою историю рассказала «МВ» Екатерина Клейменова, нижневартовский фотограф и просто душеный человек.
Как-то раз Катя снимала детей во дворе. Они кружились на канатной веревке. Ей хотелось незаметно сфотографировать ребят и пойти дальше, но девушку заметили.
- Один мальчик увидел, что я снимаю, и спросил: «А можно мне попробовать?» Я отдала ему камеру, - вспоминает Катя. - Фотоаппарат был новый, и в голове промелькнула мысль: лишь бы не уронили. Но я отпустила ситуацию и начала веселиться вместе с ними.
Мальчишки снимали друг друга, бегали босиком по песку, пели песни, и Кате было очень хорошо в тот момент. На память об этом мгновении у нее осталось совместное фото.
Режим творца
Свой первый фотоаппарат Катя купила в 2013 году, тогда же и стала снимать. Все началось со свадебных фотосессий, но спустя время она поняла, что эта деятельность ей не подходит. Работа в таком потоке оказалась изнуряющей.
- Я общалась с большим количеством людей и встречалась с сотней разных характеров и настроений, - делится девушка. - Для меня, человека творческого и чувствительного к эмоциональным состояниям, это было неподъемно.
Она перестала заниматься свадьбами и начала искать свой путь. Поначалу не все получалось. Первые снимки не нравились: они были слишком простыми, «прямыми», как говорит сама Катя, скучными.
- Я понимала, что это далеко не то, что мне хочется показывать людям, - рассказывает она. - Но не знала, каким образом получить кадр, как у великого Анри Картье-Брессона, Роберта Капы или Роберта Франка.
С сомнениями помогал справляться муж, опытный фотограф, он говорил, что все получится, в этом деле главное - желание. И был прав.
Особенные снимки
Одним из самых запоминающихся проектов для Кати стала съемка для фестиваля «Дух огня» - серия «Танец светлячков».
- Раньше мне уже приходилось работать с ребятами с ОВЗ, но только в этот раз я поняла, насколько мы, здоровые люди, себя ограничиваем. Я фотографировала, как танцуют инвалиды. Кому-то из них было сложно поднимать руки, тяжело передвигаться. Для большей атмосферности они выключали свет, брали в руки фонарики и «порхали» по кругу, как настоящие светлячки. Это был лучший танец, который я видела за всю свою жизнь.
В конкурсе фотографий на Международном фестивале «Дух огня» эта работа принесла Кате победу, как и серия о школе для особенных деток «Тепло», которую она представляла в прошлом году. Хотелось поучаствовать и в этот раз, и даже были запланированы съемки, но конкурс фотографий в рамках фестиваля отменили. Для Кати это отличная возможность показать себя на новой площадке, что она и планирует сделать.
На вопрос, что делает фотографию хорошей, Катя отвечает: рельефность, когда глазу есть за что зацепиться.
- Ровная фотография - это скучно. Пусть даже снимок будет технически не совершенным, не резким или темным, главное, чтобы вызывал эмоции.
Фотограф - это...
- …это человек. Многие думают, что фотограф мыслит по-другому, видит мир по-особенному («я художник, я так вижу») и питается вдохновением. Это не так. Каждый человек - творец, - считает Катя. - Вообще способность к творчеству - это наша отличительная черта как вида. Через творчество мы реализуемся в любой сфере: в профессии, в личной жизни, в увлечениях.
Специально искусству фотографии Катя училась лишь раз. Это был интенсив по съемке психологического портрета от известного московского фотографа. Но на практике эти знания пока так и не пригодились. Она считает, что снимать не научит никто, потому что снимать - это про творчество. Самый верный способ - самостоятельный путь проб и ошибок.
Вызов судьбы
Говоря о творческом кризисе, наша героиня категорично заявляет, что она против самого этого понятия. Есть только «хочу» и «не хочу». Когда человек перестает хотеть чем-либо заниматься, это нормально, считает Катя, у всего есть «срок годности». Она много раз продавала свой фотоаппарат, по ошибке думая, что пришла к «точке невозврата» и больше не будет снимать. Но каждый раз находила новые формы и приемы, чтобы реализовать себя в этом деле. Ее последняя попытка купить новую камеру была неудачной. Кате попался мошенник, оставивший ее без денег и фотоаппарата. Его, кстати, так и не нашли.
- Сначала я расстраивалась, было жалко потраченного времени, ведь деньги - это время, потраченное на то, чтобы их заработать, - рассказывает она. - Но потом подумала, что судьба подбросила мне вызов, на который я отвечу. Я достала свой телефон и начала снимать. Этим периодом в своем творчестве я горжусь больше всего.
На новом этапе
В последнее время девушка снимает чистую документалистику. По ее словам, это самый правдивый и исторически ценный жанр фотографии.
- Даже когда я делаю портрет, он для меня является, в первую очередь, исторической ценностью, - говорит уже опытный и уверенный в себе фотограф. - Я хочу, чтобы он как можно реальнее отражал время, запечатленное на снимке.
Между съемками людей и репортажами Катя чаще выбирает первое. Для нее люди - это свидетели эпохи, как книги, фильмы, архитектура. В прошлом году в своей домашней фотостудии она сняла серию портретов. Эта съемка стала особенной. Когда Катя продала свою последнюю цифровую камеру, то повторила подобную серию на пленке.
- Это уникальный опыт, который должен испытать каждый фотограф, - считает девушка. - Пленка оживляет фотографию - это идеальный инструмент для документалиста.
Сейчас Катя взяла паузу, чтобы понять, куда двигаться дальше.
- Я думаю, что это новый этап в моем творчестве. Более свободный, без каких-то границ и рамок, инструментов, жанров и целей. Творчество - бесцельно, это только самовыражение, а фотография - лишь инструмент, - подытоживает она.
Опубликованных комментариев пока нет.