×
Культура
0

Сон разума, безумие бытия и сила искусства

Сергей Безруков – о роли «маленького человека» на сцене и возможности выбраться из кромешного ада


Во дворце искусств «Нефтяник» 18 марта сургутяне получили удивительную возможность узнать, каких чудовищ способен породить сон разума, воочию увидеть происходящую в голове отдельно взятого человека борьбу, постичь всю хрупкость граней между омерзительным и прекрасным, погрузиться в беспредельный ужас бытия и соприкоснуться с фантастическим миром бессмертного Николая Васильевича Гоголя.

Все это случилось благодаря спектаклю Московского Губернского театра «Сон разума». С режиссером и исполнителем главной роли Сергеем Безруковым «СТ» удалось пообщаться после спектакля.
 Вы играли исторических личностей, великих писателей, а в «Сне разума» исполнили роль «маленького человека» Поприщина. Какие роли вам более по душе?
— Нет, ну это же классика, это Николай Васильевич Гоголь! Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели», Аксентий Иванович Поприщин из «Записок сумасшедшего» — гоголевские герои. А произведения Гоголя — это не только наша русская, это мировая классика. Лично для меня Гоголь — уникальное явление. Конечно же, крайне интересно воплощать на сцене одно из сложнейших его произведений. Поэтому я придумал такой спектакль, как «Сон разума». Это моя попытка постичь душу сумасшедшего человека, посмотреть на мир его глазами, понять его страхи, боль, нереализованность, комплексы. На сцене воплощаются все фобии и мыслеформы героя, появляется тот самый бес-искуситель, который терзает его. И в конце — ад сознания… Но надежда есть! С молитвой, с Богом все возможно, даже выбраться из кромешного ада.

цитата
Сергей Безруков: 
«Для меня важен момент человеческого достоинства. Я хочу, чтобы им обладал каждый в нашей стране»

 Ваши первые три ассоциации с фамилией Гоголь.
— Гоголь — это ярко, сочно и глубоко по-русски.
 Проблема эскапизма, ухода от серой действительности в мир болезненных фантазий, в виртуальную реальность остра как никогда. Кому вы особенно порекомендуете к просмотру «Сон разума»?
— Здесь у нас нет никаких ограничений. Всем можно, нужно и должно смотреть этот спектакль, потому что мне очень важно, чтобы люди открыли для себя произведения Гоголя. В этом спектакле зашифрованы и «Нос», и «Шинель», и «Невский проспект». Еще для меня важен момент человеческого достоинства. Я хочу, чтобы им обладал каждый в нашей стране. Чувство собственного достоинства… Как рассуждает Поприщин? Почему кому-то можно, а мне нельзя? У этого кого-то нос отнюдь не из золота сделан, а такой же, как у меня, как у всякого человека. Где те самые границы, что разделяют меня и его? Кто определил эти границы, эти барьеры? Почему кому-то можно все, а кому-то нельзя ничего? Может, по бедности своей? Но бедность — это же не состояние души! Люди все одинаковы, а что кому-то везет больше с деньгами и возможностями — это не показатель, не критерий отличия, не маркировка принадлежности к привилегированной касте достойных людей. И совсем неважно, в 19-м веке происходит действие или в 21-м. С этим разделением — условным разделением! — на богатых и бедных борется мой герой. Он восстает против существующей системы ограничений и приобретает силу, вступает в настоящую борьбу с дьяволом. Да, в моем спектакле зашифрована борьба с дьяволом — той силой, что искушает, провоцирует…

кстати
Роль Поприщина принесла Сергею Безрукову в 2016 году две престижные награды: Международную премию К. С. Станиславского и независимую премию зрительских симпатий «Звезда Театрала»

 …искажает чувство собственного достоинства, превращая его в гордыню.
— Да, дьявол ловит героя именно на гордыне: Поприщин начинает считать себя испанским королем. Потом искуситель дает себя победить, но в результате герой сам становится им! Дьявол намеренно уступает позиции, отходит на второй план и возвеличивает Поприщина, круг замыкается… В «Сне разума» очень много метафор, иносказаний, отсылок: я зашифровал их буквально в каждом образе, в каждом мгновении сценического действа. Это такой подарок для людей, разбирающихся в творчестве Николая Васильевича.

Теги статьи: #Сергей Безруков #интервью

Автор текста: Анна Смирнова    Автор фото: из архива театра

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии