×
Общество
0

Социальное предпринимательство: бизнес для улучшения жизни

Ханты-Мансийский автономный округ сегодня находится на втором месте в России по числу зарегистрированных социальных предпринимателей. В Когалыме развивается проект «Я познаю мир» для детей с ограниченными возможностями здоровья, в Нягани работает программа «Шире круг», которая помогает инвалидам с занятостью и социализацией, в Югорске действует АНО «Верь в себя!», которое оказывает услуги по социальному обслуживанию и реабилитации. Все это — примеры успешных социальных бизнесов, которые основали и развивают жители нашего региона. Что такое социальное предприятие, почему такой вид предпринимательства необходим любому региону, зачем крупный бизнес развивает мелкий и как стать социальным предпринимателем? Разбираемся в этом материале.

Чем социальный предприниматель отличается от обычного

Социальный предприниматель создает свой бизнес не для получения прибыли как таковой, а для достижения общественно полезных целей и решения социальных проблем. Это не значит, что такой бизнес не нацелен на самоокупаемость или создание дохода — но прибыль полностью или частично должна направляться на развитие деятельности этого предприятия, способствуя социальным улучшениям, ради которых оно создавалось.  Спектр задач, которые помогают решать социальные предприниматели, огромен – от производства социально значимой продукции до образовательных услуг и защиты окружающей среды. Важно, что социальный эффект от работы бизнеса должен быть не абстрактным, а ясным и измеримым.

Несмотря на социальную направленность, такие предприятия — не благотворительные организации. Это настоящие бизнесы, которые развиваются и управляются по тем же законам, что и обычные. И одна из важных задач для социального предпринимателя — выйти на самоокупаемость и обеспечить устойчивость своего проекта, который, в свою очередь, вносит важный вклад в развитие региона.

Кто может стать социальным предпринимателем? Часто в эту сферу приходят уже состоявшиеся бизнесмены, которые хотят реализоваться в важных для общества инициативах через предпринимательство. Ряд основателей таких проектов, наоборот, становятся предпринимателями, чтобы решить социальную задачу, которая кажется им важной. Зачастую решающую роль в этом играет личный опыт или опыт близких, когда проблема есть, а инструментов ее решения вокруг не хватает.

История от первого лица. Рассказывает Жанна Троценко, руководитель центра для детей с особенностями развития «КадиКу», Нижневартовск:

— Когда моему старшему сыну поставили диагноз «аутизм», в нашем городе не было специализированных центров для лечения и реабилитации детей с таким диагнозам. Мы начали искать специалистов, методики. Каждые полтора месяца уезжали на реабилитацию в другие города, за границу. А каждая такая поездка, с одной стороны — совершенно необходима сыну, а с другой — дорогостоящее мероприятие, которое отрывает от семьи, младшего ребенка, меняет знакомый сыну уклад, ты оказываешься погруженным в специфическую атмосферу пансионата, где все сфокусировано только на болезни. И в какой-то момент я пришла к выводу, что такой центр нужен в нашем городе. Я хочу, чтобы сын мог заниматься каждый день, потому что в реабилитации важна непрерывность, и при этом семья могла бы жить полноценной жизнью.

Сначала, как, наверное, всем начинающим маленьким предприятиям, было непросто. Мы с моей коллегой вдвоем занимались всем — от бухгалтерии до уборки, параллельно учились сами и отправляли специалистов учиться за свой счет. Но этот период позволил нам вырасти. Сегодня у нас занимаются уже 300 учеников, в 2020 году открылся второй филиал центра.  Мы используем самые современные методики, по которым работают во всем мире: сенсорную интеграцию, поведенческую терапию, ТОМАТИС и другие.  Наши ученики — это ребята от одного года до 18 лет с различными ментальными нарушениями и с детьми со сложностями в развитии, к которым нужен индивидуальный подход. Часть детей, семьи которых по жизненным обстоятельствам не могут позволить себе оплатить реабилитацию, занимаются бесплатно.

В какой-то момент мы почувствовали себя готовыми к масштабированию и одновременно я попала в акселератор для социальных предпринимателей фонда «Наше будущее», который поддерживает СИБУР. Сейчас вместе со своим трекером (это эксперт, который «ведет» нас на протяжении учебы) я разрабатываю упаковку для франшизы и занимаюсь цифровизацией, которая, мне кажется, необходима любому бизнесу по мере его роста.

Почему социальное предпринимательство нужно городам

Для государства и общества социальные предприниматели очень важны. Развитие социального предпринимательства позволяет расширить ассортимент социальных услуг, повысить их качество и доступность для разных групп населения. Социальные предприниматели как подрядчики государства в социальной сфере позволяют оптимизировать бюджетные расходы, одновременно внедряя инновации. Зачастую социальный предприниматель — это носитель ценной экспертизы и человек, придумывающий и применяющий гибкие, нестандартные решения социальных проблем.

Социальные предприниматели — настоящий капитал региона: они повышают качество жизни его жителей, создают новые рабочие места и формируют вокруг себя общество единомышленников, буквально заражая их желанием менять жизнь к лучшему.

История от первого лица. Рассказывает Анна Шпачук, руководитель семейного центра здоровой беременности и раннего развития «Музыка сердца»,. Пыть-Ях:

— Я — педагог-музыкант, моя профессиональная деятельность началась в детском саду, но со студенческой скамьи мечтала открыть свой центр раннего эстетического развития. Однажды мне повезло попасть на семинар профессора Михаила Лазарева, основателя российской школы до- и послеродового развития «Сонатал», где главными инструментами являются голос мамы и музыка.  Программа является медико-психолого-педагогическим сопровождением материнства и детства. Метод помогает мягко и гармонично развивать эмоциональный интеллект малышей еще во внутриутробном периоде, готовит мам к благополучным родам без страха и к осознанному материнству, а также развивает гармоничную, всесторонне развитую личность ребенка через музыку. Меня очень зацепила эта тема, я прошла обучение, получила сертификат педагога-сонатолога и начала работать как частный специалист. Появились ученики, и постепенно стало ясно, что пора разбираться со своими страхами, выходить за собственные рамки, и в 2016 году открылся мой центр.

Все начиналось с малого. В первом месяце пришло всего два ребенка, потом все больше и больше, и в 2020 году у нас было 120 детей. Пандемия и карантин, конечно, повлияли на количество учеников, но мы постепенно восстанавливаемся.
5 лет назад мы начинали с двух направлений для будущих мам и деток до 3 лет, а сегодня у нас в центре  - 8 направлений и занимаются ребята до 14 лет.​ Помимо подготовки женщин к материнст — у и раннего развития через музыку, мы занимаемся и коррекционной работой – например, запускам или исправляем речь с помощью логоритмики и вокала, занимаемся с ребятами с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья и достигаем серьезных результатов.

Тяжело ли начинать свое дело? Не просто, но когда есть поддержка, то любое дело не кажется таким уж сложным. Безусловно, самой большой опорой для меня стала моя семья, они всегда в меня верили и поддерживали любые начинания. Очень поддержала меня директор детской школы искусств, выделив кабинет по очень выгодной цене, ведь для начинающего предпринимателя это — крайне важный фактор.

Сначала я была как слепой котенок, был немного романтичный взгляд на все, ощущение предвкушения, счастья, ожидания. Бизнес был интуитивным. Есть доход — хорошо, нет — ну жаль. Со временем я поняла —​ с цифрами нужно дружить, нужно понимать все процессы, происходящие у тебя в бизнесе.​ Просто делегировать — не получится, ведь человеческий фактор никто не отменял. Хочется быть профессионалом во всем, и я начала расширять свои знания, проходить курсы и школы для предпринимателей.

Я считаю, самое важное для социального предпринимателя — не бояться! Не нужно думать,​ ​что вы можете не понравиться со своим продуктом, на любого купца есть свой товар. Важно смело двигаться вперед и постоянно повышать свои компетенции. И, конечно, создавать себе крепкую, надежную команду, которой ты можешь доверять.

Как стать социальным предпринимателем

В 2019 году вступила в силу новая редакция федерального закона № 245-ФЗ, закрепившая понятия социального предпринимательства и социального предприятия. В соответствии с ней, на данный статус и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют как минимум одному из четырех критериев:

  • Предприятие обеспечивает занятость уязвимых категорий граждан (людей с инвалидностью, одиноких или многодетных матерей, пенсионеров, выпускников детских домов, малоимущих и др.)

  • Предприятие реализует товары, работы или услуги, которые производят работники из вышеупомянутых категорий граждан.

  • Предприятие производит товары, работы и услуги, предназначенные для этих уязвимых категорий граждан.

  • Деятельность предприятия направлена на достижение общественно полезных целей и способствует решению социальных проблем общества (через производство товаров, работ или услуг в сфере образования, культуры, спорта, обучения волонтеров и сотрудников некоммерческих организаций и др.)

Если компания отвечает одному или нескольким критериям, то она может подать заявку на включение ее в Реестр социальных предприятий, чтобы получать ряд мер государственной поддержки. Зарегистрированным в реестре компаниям нужно будет ежегодно подтверждать свой статус.

Сегодня, согласно данным ФНС РФ, в реестр входят более 2800 социальных предприятий, которые создали более 15 000 рабочих мест по стране. В Ханты-Мансийском автономном округе зарегистрирована 201 такая компания. В России больше количество  социальных предприятий работает только в Московской области – 291 организация.

Нужна ли поддержка тем, кто помогает другим?

За границей история социального предпринимательства насчитывает не один десяток лет. В России этот институт еще только формируется, и начинающим предпринимателям, безусловно, нужна поддержка. Где и как ее можно получить?

Как субъект малого и среднего бизнеса, социальный предприниматель может воспользоваться мерами господдержки в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В их числе инфраструктурные, финансовые, имущественные, информационные, консультационные меры помощи, содействие в межрегиональном развитии и поиске партнеров, участии в мероприятиях, в обучении сотрудников. Например, субъектам МСП доступны льготные кредиты и микрозаймы, в том числе – возможность взять кредит под госгарантию, льготные условия аренды государственного и муниципального имущества, возможность стать резидентом промышленного или технопарка, получить оборудование в лизинг,  бесплатные онлайн сервисы и др. С 2021 года предприниматели, зарегистрированные в Реестре социальных предприятий, могут  получить государственный грант до 500.000 рублей на начало и развитие своего дела. Гранты выделяются на конкурсной основе. Обо всех мерах поддержки МСП можно узнать в центре «Мой бизнес» своего региона и на сайте мойбизнес.рф.

В государственных Центрах инноваций социальной сферы (ЦИСС), созданных в регионах специально для поддержки социальных предпринимателей, можно получить консультации по разработке бизнес- и финансовой модели предприятия, планированию, оценке социальной эффективности проекта. Центры помогают с привлечением кадров, потенциальных инвесторов и получением государственной поддержки.

В Югре действует собственный проект «Социальные инвестиции», адресованный предпринимателям с уже действующим социальным бизнесом. Здесь им помогают найти ресурсы для развития и масштабирования своего бизнеса, оценить и увеличить его инвестиционную привлекательность и презентовать его инвесторам, а также обменяться опытом с единомышленниками. С 2016 года в рамках проекта социальные предприниматели привлекли в свои проекты более 120 млн рублей.

photo1623792329 (3).jpeg

История от первого лица. Рассказывает Антон Дружинин, основатель спортивной школы по тхэквондо «Вместе к победе!», Пыть-Ях:

– В моей секции занимаются ребята от 7 до 16 лет. Тхэквондо – олимпийский и, на мой взгляд, красивейший вид спорта. Я занимался им с детства, потом стал тренером, переехал в Пыть-Ях и получил предложение открыть секцию в городе. Она была очень популярной, на тренировки порой приходило до 70 человек. Тренировать их все одновременно было тяжеловато, мне хотелось выстроить правильную структуру, более эффективный процесс. И в 2019 году я стал индивидуальным предпринимателем, открыл свою спортивную школу и начал налаживать дело так, чтобы добиться своей цели – развивать в городе не любительский, а профессиональный спорт, вырастить чемпионов. И мы к этой цели идем, у нас есть призеры, в том числе – всероссийских соревнований.

Выезжать на соревнования для ребенка, даже если он не победит, очень важно: детям нужно чувствовать, что они имеют те же возможности, что и ребята из других городов, в том числе крупных. Им нужно учиться взаимодействовать и конкурировать со спортсменами из других городов – в большинстве случаев, посоревновавшись с незнакомыми ребятами, ребенок начинает заниматься намного серьезней. Он становится осознанней, преодолевает трудности и так формирует свой характер.

Каково это – быть социальным предпринимателем, а не работать на кого-то? Это сложнее и ответственнее. Ты не только тренер, ты и организатор, ты тратишь намного больше своего времени на решение проблем, все время думаешь, ищешь. Но зато это прекрасная возможность выбрать, выстроить все это так, как считаешь нужным. Например, принять решение помогать многодетным или поддерживать талантливых спортсменов, отправляя их на соревнования  за счет своей организации, чтобы дать ребятам  стимул и возможность развиваться дальше.

Для социального предпринимателя важно найти баланс между зарабатыванием денег и оказанием помощи другим. Я долго не мог его найти, но потом понял, что важно совместить обе задачи – зарабатывать, чтобы осуществить свою социальную миссию.

Зачем большой бизнес поддерживает малый?

Поддерживают социальное предпринимательство в России и крупные корпорации, фонды и деловые объединения. Причем прийти к ним за помощью могут не только уже действующие предприниматели, но и люди с идеей, которую они хотят реализовать, но не знают, как, или не обладают нужными для этого ресурсами. Большие компании помогают по-разному: финансированием, менторством, обучением, нетворкингом, организационной и экспертной поддержкой. В России программы по поддержке социального предпринимательства реализуют компании СУЭК, Металлоинвест, РУСАЛ, СИБУР, Северсталь, Норильский Никель и другие.

«Для нас поддержка социального предпринимательства это вклад в качество жизни регионов, где работают наши предприятия, живут наши сотрудники и их семьи, – комментирует Станислав Каспаров, директор обеспечения устойчивости бизнеса в регионах присутствия СИБУРа. – Социальные предприниматели – это неравнодушные, инициативные, предприимчивые люди, настоящие лидеры, способные значимо улучшать жизнь в своих городах. Возможность поддержать их в создании своего бизнеса – это возможность дать городу значимый инструмент в деле построения собственного благополучия. Это серьезный вклад в устойчивое развитие территорий и их человеческого капитала».

СИБУР с 2020 года совместно с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» реализует в Югре акселерационную программу «Формула роста» (в 2020 году ее партнером также выступил Центр инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства Югры).  «Формула роста» помогает действующим социальным предпринимателям быстро и качественно растить бизнес и масштабировать социальный эффект своей деятельности. Участники акселератора интенсивно учатся: маркетингу, финансам, работе с клиентами, оптимизации и цифровизации бизнес-процессов, построению команды. Вместе с другими слушателями и преподавателями они в формате мозговых штурмов ищут решение своих самых насущных проблем и изучают, как трансформировать бизнес в соответствии с изменяющимися реалиями. В 2021 году ей стала пандемия. И, самое главное, участников ждет трехмесячная индивидуальная работа с федеральными экспертами: они учатся ставить цели и достигать их, решают проблемные вопросы и ищут точки роста своих бизнесов.  

photo5350664566981374090.jpg

История от первого лица. Рассказывает Ирина Жукова, основательница детской школы программирования, Нягань:

— Идея создать детскую школу программирования мне пришла три года назад. Тогда везде начали открываться подобные школы, а в нашем городе их не было. Мне как маме хотелось дать своим детям качественное образование, которое сегодня уже немыслимо без знаний ИТ, и стало понятно, что такая школа просто необходима в Нягани. Бизнес-образования или опыта создания своего дела на тот момент у меня не было, но было большое желание школу открыть. Поэтому я устроилась поработать в такую школу в другом городе, поняла принципы ее работы и купила франшизу.

За 3 года дополнительное образование у нас получили более 400 детей, сейчас учатся 90 детей, часть мест мы предоставляем на бесплатной основе для победителей школьных конкурсов, олимпиад. Есть ребята, которые приходят к нам с момента основания школы, практически растут на наших глазах.

Эти три года мы шли методом проб и ошибок. Рост был, но в какой-то момент стало понятно: нужно учиться, чтобы не тормозить развитие. С этим желанием я попала в «Формулу роста». Это не просто образовательная программа, это – годичный акселератор, куда социальный предприниматель приходит решить свою конкретную бизнес-задачу, которую он должен сформулировать перед поступлением. Для нас как социальных предпринимателей думать как бизнесмен порой сложно. Мы в первую очередь – социальные, а уже во вторую – предприниматели. Мы начинаем наши проекты, чтобы кому-то помочь и все время думаем, как еще лучше или больше это можно сделать.

Моей целью стала организация детских лагерей по программированию на базе нашей школы. Летом у нас всегда было затишье, дети уходили на каникулы, а хотелось, чтобы школа продолжала обучение. И результаты, действительно, есть, на момент обучения в акселераторе, весной у нас уже стали поступать заявки июньские смены. Я также хотела бы выстроить все бизнес-процессы в одну схему, оцифровать школу, понимать элементарные для бизнеса вещи. И этому нас учат. Когда начинаешь понимать цифры и общую картину, то понимаешь куда расти и за какие рычаги дергать, чтобы что-то происходило дальше.

Сейчас мы работаем с трекером, встречаем в зуме и очно – с преподавателями и студентами. И эти встречи очень ценны тем, что мы обмениваемся реальным опытом развития бизнеса в регионе. Чем еще мне нравится акселератор – это гибкостью. У нас все время спрашивают, а что еще мы хотим узнать, что будет нам полезно, они не просто учат, и ищут точки, где зацепить наш интерес. После трекеров мы будем работать с наставниками – действующими предпринимателями региона, до конца года мы будем встречаться с ними и обсуждать наши бизнес-задачи».

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

Акселерационная программа «Формула роста»

Фонд «Наше будущее»

Портал бизнес-навигатора МСП

Портал малого и среднего предпринимательства Югры

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии