×
Аналитика
0

«СоциоДрайв – 2021»: о растущей роли социального предпринимательства

Лидеров социальных проектов, общественных фондов и организаций, представителей некоммерческого сектора, органов власти из Югры, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Челябинской, Свердловской областей, Москвы и республики Татарстан собрал Слет социальных предпринимателей Уральского федерального округа «СоциоДрайв – 2021».

Мероприятие проходило 25 и 26 июня на площадке КТЦ «Югра-Классик» в Ханты-Мансийске.  Организаторами форума выступили Правительство Югры, ПАО НК «Роснефть», Фонд «Наше будущее», Фонд поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес».

Серьезный бизнес

В течение двух дней предприниматели обсудили с экспертами социальные тренды, проблемы и перспективы развития отрасли, приняли участие в работе отраслевых площадок «социальное обслуживание», «образование», «физическая культура и спорт». Также в рамках слета состоялись выставка социальных франшиз, тренинги, оценка проектов социальных предпринимателей, награждение победителей рейтинга муниципалитетов Югры по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО в 2020 году.

На церемонии открытия участников приветствовал заместитель губернатора Югры – директор департамента экономического развития Роман Генкель.  «Оборот негосударственных поставщиков социальных услуг составляет порядка 2,7 млрд рублей. Это уже серьезный бизнес. Те идеи, которые «генерят» предприниматели в социальной сфере, новации и подход являются очень креативными. В то же время это непростая стезя, где работа строится на отношениях с людьми, понимание их потребностей. Только пропуская их через себя, можно получить здесь качественный результат», – сказал Роман Генкель. Он призвал участников во время слета делиться своими предложениями по взаимодействию с органами власти.

Руководитель региональных проектов Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Евгений Рахновский подчеркнул, что социальные предприниматели – это те, кто уже умеет зарабатывать деньги и в то же время берет на себя функцию решения социальных проблем.

«Понятие социального предпринимательства закреплено на законодательном уровне. Теперь разрабатываются инструменты поддержки, которые будут помогать социальным предпринимателям строить свой бизнес более успешно. Это образовательные программы, финансовая поддержка, которая будет оказываться по линии Минэкономразвития», – рассказал представитель Фонда «Наше будущее».


Мощная поддержка

В округе создана одна из самых мощных систем поддержки социального предпринимательства, заявила генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Ирина Гайченцева. Она отметила, что поддержка оказывается как на региональном, так и на муниципальном уровне.

«Могу перечислить лишь некоторые из них. Это гранты до 500 тысяч рублей, льготы по налогам для тех предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения, повышенная ставка компенсации банковских процентов, лизинговых платежей, а также различные преференции от муниципалитетов», – высказалась Ирина Гайченцева. 

Отметим, что Югра стала первым регионом в стране, кто принял изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства, включив в него пункт о социальном предпринимательстве. Округ три года подряд занимает первое место в рейтинге Минэкономразвития РФ по поддержке негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере.

В Югре 4,5 тысячи социальных предпринимателей. Они реализуют проекты в сферах образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта. Югра лидирует в России по привлечению в социальную сферу негосударственных поставщиков услуг и занимает второе место по количеству предпринимателей, получивших статус «социальное предприятие».


«Без вас не справиться»

О растущей роли социального предпринимательства в решении государственных задач в ходе работы диалоговой площадки слета говорила губернатор Югры Наталья Комарова. Она сообщила, что с 2016 года доля присутствия негосударственных поставщиков на рынках услуг в социальной сфере округа выросла в два раза – с 23% до 49% к 2020 году. Предприятия этого сектора, получающие господдержку, участвуют в оказании 52 видов услуг. Во многих сферах участие социальных предпринимателей играет важнейшую роль в выполнении ключевых социальных задач, где достичь всех поставленных целей только за счет бюджетных организаций практически невозможно.

«Социальный бизнес – это такая система взаимодействия власти, предпринимателей и граждан, которая формирует общественные отношения и настроения. Из числа граждан, которые воспользовались услугами социальной сферы, около 12% или 425,7 тысячи человек выбирают негосударственные организации и индивидуальных предпринимателей. Это реальное соревнование, которое социальные предприниматели часто выигрывают. И я не вижу в этом никакой угрозы для бюджетных организаций. Так, привлечение субъектов социального предпринимательства позволило обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Мы бы не справились с такой задачей без социальных предпринимателей», – подчеркнула Наталья Комарова.

Она напомнила, что Югра приняла предложение «Опоры России» стать пилотным регионом по разработке модельного регионального закона о социальном предпринимательстве. В нормативном документе будет детально объяснено, что дает статус социального предприятия, какие гарантии дает регион. Этот закон будет масштабироваться в другие регионы, которые хотят развивать социальное предпринимательство, передавать услуги негосударственному сектору. Глава региона призвала участников слета озвучивать конкретные предложения и нормы, которые затем будут включены в этот закон.

Участница выставки социальных франшиз с проектом социального благотворительного магазина «Лаффка» из Тюмени Екатерина Дубровина поделилась впечатлениями от участия в слете. Она очень высоко оценила организацию мероприятия.

«Уровень организации слета – 10 баллов из 10 возможных. Все условия для вовлечения и взаимодействия с представителями разных структур, все предложения учитываются. Наполнение программы тоже очень содержательное и полезное. Я уже записала множество идей, за что нужно будет взяться по возвращении со слета. Если говорить о задачах, которые стоят перед социальным предпринимательством, то это относительно новая форма взаимодействия как с населением, так и с органами власти. Но постепенно люди проникаются и принимают этот тренд», – поделилась социальная предпринимательница.

Продуктивный формат

Подводя итоги слета «СоциоДрайв – 2021», Роман Генкель отметил, что федеральные эксперты дали очень высокую оценку тем условиям, которые созданы для развития социального предпринимательства в автономном округе.

«Рейтинги подтверждают: Югра – лидер в России в этом направлении. В то же время представители отрасли подняли на слете множество острых вопросов. Например, по теме контрольно-надзорной деятельности необходимо организовывать дискуссионные площадки, чтобы обсуждать и снимать эти вопросы в режиме диалога. Также есть потребность в менторстве и разработке обучающих программ, для чего необходимо приглашать практиков, которые уже прошли путь в бизнесе, понимают всю проблематику, особенно в таком не самом маржинальном секторе как социальное предпринимательство», – заметил Роман Генкель.

Также звучат вопросы о формировании единых требований к бюджетным организациям и негосударственным поставщикам. Как отметил замгубернатора, предстоит серьезная работа по унификации правил, которые пока не всегда непонятны для участников рынка.

Роман Генкель подчеркнул, что все эти и другие предложения не останутся без внимания, их проработают, а после направят в профильные ведомства, в том числе федерального уровня.

Одно из предложений, звучавших на слете, уже в стадии реализации. В Югре разрабатывается информационный ресурс для поставщиков социальных услуг. На нем соберут всю информацию о мерах поддержки, которая будет обновляться в режиме реального времени. Единое информационное пространство сделает поиск и получение услуг максимально простым. Этот ресурс разрабатывает Фонд поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» на базе портала бизнесюгры.рф.


Наталья Комарова, губернатор Югры:

Социальный бизнес – это такая система взаимодействия власти, предпринимателей и граждан, которая формирует общественные отношения и настроения. Из числа граждан, которые воспользовались услугами социальной сферы, около 12% или 425,7 тысячи человек выбирают негосударственные организации и индивидуальных предпринимателей. Это реальное соревнование, которое социальные предприниматели часто выигрывают. И я не вижу в этом никакой угрозы для бюджетных организаций. Так, привлечение субъектов социального предпринимательства позволило обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Мы бы не справились с такой задачей без социальных предпринимателей. 






Теги статьи: #Югра #Социодрайв

Автор текста: Есен Абилькенов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии