На прошлой неделе коллекция ретротехники исторического комплекса «Сухой бор» пополнилась еще одним автомобилем – легендарным советским внедорожником ГАЗ-69А.
Машина, приобретенная и восстановленная коллективом общества «Нефтедорстрой» по инициативе депутата городской Думы Евгения Жукова, стала очередным подарком дорожников городу.
В прошлую пятницу ряды своих собратьев – первопроходцев Шаимских трасс – пополнила пятидверная версия джипа ГАЗ-69А. Машину, выпущенную в 1972 году, приобрели у владельца в относительно неплохом состоянии – она была на ходу. Но нужно было привести ее в порядок, найти «родные», оригинальные запчасти и детали и восстановить такой, какой она когда-то вышла с конвейера.
К месту вечной стоянки джип подъехал своим ходом. За ее рулем был работник «Нефтедорстроя» Евгений Горнунг, который вместе с коллегами восстанавливал раритет.
– Попробовали сделать и вот – получилось. Все оригинальное, все работает. Машина ремонтопригодная, все встало на свои места, – рассказывает он.
Сам Евгений Эдуардович знаком с этой моделью с юности – у его дяди тоже был ГАЗ-69А, тоже 1972 «года рождения». Он разрешал племяннику кататься.
– Нравится мне эта машина, – признается Евгений. В профессии он уже 38 лет и за рулем некоторых из таких же автомобилей, которые установлены по соседству, успел поработать в самом начале своей карьеры.
ГАЗ-69А унаследовал лучшие черты своих предшественников – первых русских джипов ГАЗ-64 и ГАЗ-67, выпускавшихся еще в годы Великой Отечественной войны, и стал первым внедорожником, по уровню комфорта сопоставимым с легковыми автомобилями той эпохи. Да и сам был предшественником целой линейки вездеходов-уазиков: от 469-ой модели до современного автомобиля УАЗ-Патриот. Свое прозвище «труженик» он оправдал: машина активно использовалась Вооруженными силами великой державы, была позарез востребована на селе и оказалась незаменимой при освоении месторождений Западной Сибири. Именно на таких колесили по тогдашним не дорогам, а скорее направлениям нефтяные генералы и руководители подразделений нефтегазодобывающих предприятий той эпохи.
Однако советский джип отличают конструктивные особенности. Тип кузова – фаэтон с брезентовым откидным верхом, при этом боковые стекла не опускаются, а снимаются. В машине не используется гидроусилитель руля, так что управляли ею точно сильные люди. Коробка передач – трехступенчатая, не синхронизированная, скорости переключаются с «двойным выжимом», что требует специального навыка. При объеме двигателя в 2,1 литра джип развивает мощность в 55 лошадиных сил. Сегодня это кажется скромной величиной, но относительную маломощность с лихвой компенсирует «низкооборотистость» двигателя.
– На низких оборотах и крутящий момент передавался невысокий, машина хорошо цеплялась, ползла и потихоньку преодолевала бездорожье, – рассказывают бывалые водители.
Точно также вел себя ее сосед по экспозиции, установленный двумя годами раньше – грузовик ЗИЛ-157, легендарный «Трумэн». Так вот, водители сто пятьдесят седьмого на тогдашнем межпромысловом бездорожье порой поступали так: спускали давление в колесах, и машина на малых оборотах шла прямо по болоту.
– Вода заливала ступеньки, но «Трумэн» мог двигаться до тех пор, пока кабину полностью не скрывала вода, – рассказали мне. – Выносливый, хороший, настоящий вездеход. Именно с этим автомобилем, по сути, осваивали все первые месторождения Западной Сибири.
Со временем в Югре строились настоящие дороги, все большее значение стала играть скорость, и низкооборотистость двигателей уже перестала быть плюсом. Вчерашним труженикам нашлось место в экспозиции под открытым небом в историческом комплексе «Сухой бор».
– Свою коллекцию мы начали собирать года три назад, в общей сложности восстановили три машины: вначале поставили на вечную стоянку ЗИЛ-157, в прошлом году – ГАЗ-53. И вот сегодня пришла очередь ГАЗ-69А, – говорит начальник автоколонны «Нефтедорстроя» Антон Кушнер, который вместе с главным механиком Денисом Бабиным искал запчасти для будущего экспоната по всей России.
– Получается неплохо, – считает Антон Викторович. – Автомобили собраны на оригинальных запчастях, полностью восстановлены, все на ходу.
Сейчас в сухоборской коллекции ретротехники семь машин, часть из них ранее восстановили коллеги из Урайского УТТ. Кстати, недавно коллекция тоже пополнилась – неделей раньше здесь на вечную стоянку поставили отслуживший свое подъемник для подземного ремонта скважин на базе «Урала». Есть среди экспонатов и вертолет МИ-4.
А сейчас на Сухом бору кипит работа: в самом разгаре благоустройство территории исторического комплекса, которое ведется в рамках Соглашения между нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» и правительством Югры силами того же «Нефтедорстроя». Уже пройдено более половины пути: асфальтовое покрытие меняют на тротуарную шашку, также обновят центральную стелу и установят вдоль дорожек стелы поменьше с информацией об истории Шаимской нефти и предприятия «Урайнефтегаз», поставят лавочки и смонтируют систему освещения. Так что на сухоборском комплексе вечерами будет уютно.
Появятся и новые объекты материальной культуры, сообщают строители. Например, воссоздают землянку. Именно в таких на заре молодого Урая жили первые нефтяники и строители молодого города.
Как ожидается, обновленный исторический комплекс «Сухой бор» станет подарком нашему городу ко Дню нефтяника.
Фото автора
Опубликованных комментариев пока нет.