Суровый климат не испугал
Под руководством Адхама Алимджанова уже 30 лет возводятся красивейшие здания и микрорайоны Нягани. Профессию инженера-строителя Адхам Ташпулатович выбрал без сомнений – один раз и на всю жизнь: после землетрясения, разрушившего его родной Ташкент. В Узбекистане он работал мастером, старшим производителем работ, а затем – главным инженером в СУ-69 «Высотстрой», принимал участие в строительстве уникального объекта – ташкентской телевизионной башни. В середине восьмидесятых годов началось ускоренное освоение севера страны. И в 1985 году Адхам Алимджанов в составе строительно-монтажного поезда «Узбектюменьжилстрой» приехал в тогда еще не существующий город Нягань. Строители поселились в вагончиках и с энтузиазмом взялись за возведение нового города нефтяников.
– Помню, в 1986 году зима выдалась холодная: провода гудели, иногда температура переваливала за минус 50. Кто-то пошутил: «После такого мороза, наверное, все узбеки разбегутся». Но суровая погода никого не напугала, мы продолжали работать, – вспоминает Адхам Ташпулатович.
Он говорит, что некоторые планировали приехать на стройку на год-два, но потом было жалко бросать начатое: город рос, строился. В итоге после распада Советского Союза в Нягани обосновалось около 80 процентов от коллектива, приехавшего в середине восьмидесятых.
– Многие уже 36 лет живут здесь – в городе, который построили своими руками, – подчеркивает Адхам Алимджанов.
В 2000 году он создал новое предприятие – ООО «Строительная компания «Альфа-Омега». В команду организации тогда вошли его единомышленники – лучшие специалисты-строители разных национальностей: русский Владимир Петров, узбеки Рахим Джумашев и Тулкун Самигов.
За 20 лет «Альфа-Омега» построила в Нягани аэровокзал, спортивный комплекс «Юниор», современные микрорайоны, школы, детские сады и много других социальных объектов. В 2006 году Адхаму Ташпулатовичу было присвоено звание «Заслуженный строитель РФ».
На его предприятии действует строгая трудовая дисциплина.
– Когда набираем для работы ребят из-за рубежа, я сразу предупреждаю: должно быть уважение друг к другу, никаких скандалов, – говорит он. – Наш город многонациональный, и хочется, чтобы при этом его жителям было спокойно. За столько лет, слава богу, жалоб не было.
Адхам Алимджанов не оставляет своих работников один на один с проблемами. Своему коллективу руководитель предоставляет все социальные гарантии. А если у подчиненных возникает непредвиденная ситуация, например срочно нужны деньги на операцию матери, у кого-то свадьба, детей нужно собрать в школу, – Адхам Ташпулатович старается помочь в решении временных трудностей.
Предприятие финансово помогает городским творческим коллективам, детским спортивным школам, национально-культурным центрам, общественным организациям города, детям, оставшимся без попечения родителей, оказывает спонсорскую помощь на строительство городской мечети «САЛЯМ» и храма Владимирской иконы Божией Матери.
У Адхама Алимджанова много планов, среди которых – продолжать строить и развивать город, который давно стал родным.
Важно уважать друг друга
Гор Алтунян живет в Ханты-Мансийске 14 лет, строит жилье для горожан. Гор Пайлакович говорит, что в фирме, где он трудится, с ним бок о бок работают русские, таджики, армяне, дагестанцы.
– Наверное, на стройке можно найти почти все национальности, – смеется наш собеседник. – В коллективе все друг друга уважают, условия хорошие – зарплату дают вовремя, для приезжих есть общежитие.
Кто-то из ребят работает, чтобы обеспечить свою семью на родине, и через несколько лет планирует уехать. У кого-то планы остаться здесь. Для Гора Алтуняна Ханты-Мансийск стал вторым домом. Здесь у него семья, здесь родилась дочь, появились новые друзья.
– В городе мы построили много жилых домов. Конечно, когда смотришь, что вот на этом месте был пустырь, а сейчас 16-этажный красивый дом, который мы построили сами, – это приятное чувство, – признается Гор.
Он уверен, что, если у человека есть желание, он обязательно чего-то достигнет. Вместе с другими земляками участвует в общественной жизни города – концертах, благотворительных мероприятиях, которые организуют диаспоры вместе с городским советом по делам национальностей.
– На своем примере мы показываем, как важно уважать друг друга, стараться что-то сделать для города, страны, в которой живешь и в которой растут твои дети, – говорит Гор Пайлакович.
«Хотелось бы остаться в Югре»
26-летний Саид Абдуллоев уже три года работает в одной из строительных компаний в Ханты-Мансийске. Молодой парень не планировал ехать на Север: на родине, в Таджикистане, он выучился на фельдшера. Но отец тяжело заболел, и теперь заботы о двух младших сестрах легли на плечи Саида.
– На таджикскую зарплату медика я не смогу их выдать замуж. Свадьбы у нас обходятся дорого, – рассказывает он.
Родственник, который уже несколько лет работал в Ханты-Мансийске, предложил ему устроиться на стройку. А по вечерам Саид подрабатывает курьером – развозит на велосипеде пиццу.
– Мне хочется остаться в Югре, если получится – подтвердить диплом либо дополнительно выучиться здесь и устроиться фельдшером скорой помощи. Но пока нужно помогать семье.
Времени на вечеринки и гуляния у молодого человека нет. Говорит, что его друзья по общежитию тоже нечасто выбираются в город – в основном в магазин или сфотографироваться в достопримечательных местах, чтобы родные видели, в каком красивом городе они работают.
– Наши ребята стараются не допускать нарушений – за это могут аннулировать документы и выдворить на родину. Во время пандемии, когда границы были закрыты, многим не на что было кормить семью, поэтому земляки стараются держаться за работу и соблюдать закон.
Саид признается, что уже привык к тихому и спокойному Ханты-Мансийску, с ним связаны все планы на будущее. Даже если не получится стать медиком, готов остаться здесь в качестве строителя – он уже обучился в России на электрика.
Сегодня в экономике Югры занято большое число иностранцев, из которых 96 процентов – граждане государств СНГ. Многие приезжают потому, что в их стране нет работы, и иммиграция в Россию для них – единственный способ прокормить семью.
Доходы, получаемые непосредственно бюджетом округа от трудящихся-мигрантов, весьма значительны. Так, в 2018 и 2019 годах окружная казна получала более 1 миллиарда рублей ежегодно от налоговых платежей трудовых мигрантов, пользующихся патентом на работу.
Кроме этого, по разным оценкам, с участием мигрантов создается от 8 до 15 процентов валового внутреннего продукта страны. Например, вклад только граждан Таджикистана в российскую экономику в 2016 году оценивался в размере 1 триллиона рублей.
Некоторые приезжие остаются здесь, становятся частью многонациональной Югры – трудятся водителями, дворниками, строителями, продавцами ради будущего своих детей, для которых наш округ уже стал родиной.
Опубликованных комментариев пока нет.