Накануне Дня защитника Отечества «Местное время» побывало в единой дежурной диспетчерской службе г. Нижневартовска и встретилось с ее начальником Владимиром Абашевым, чтобы подробнее узнать, как работает служба и насколько эффективно? В каких случаях на телефон 112 могут обращаться горожане.
Прежде всего Владимир Авдеевич напомнил, что в российских муниципальных образованиях вводится аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», в который входит ряд сегментов. Один из них – единая дежурная диспетчерская служба с телефоном 112, предназначенным в первую очередь для экстренного вызова оперативных служб: 01, 02, 03, 04, аварийных служб жилкомхоза, аварийно-спасательной службы. Куратор региональных программ по софинансированию мероприятий по построению сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» – вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин. В Нижневартовске ЕДДС создана в мае 2011 года. В среднем на телефон службы 112 поступает в сутки до 250-300 звонков от граждан. В смене в суточном режиме принимают их дежурный и оператор ЕДДС. Основная масса звонков связана с вызовами на пожары, «скорой помощи», полиции, с вопросами жилкомхоза (порыв трубы, других коммуникаций), поломкой светофоров, осложняющих движение автотранспорта. То есть все обращения нижневартовцев в единую дежурную диспетчерскую службу связаны с жизнеобеспечением города. На базе управления ГО и ЧС в круглосуточном режиме работает экипаж спасателей, и аварийно-спасательной службе диспетчеры также передают поступившие звонки.
Летом – пик звонков
– Владимир Авдеевич, напомните, в каких случаях спасатели выезжают на вызовы?
– Если исходить из статистики, то они часто выезжают на дорожно-транспортные происшествия, где есть необходимость оказания помощи, и это распространенный вид выезда спасателей. В ДТП не всегда есть погибшие, зачастую водители или пассажиры оказались зажатыми в машине, и спасателям надо открыть дверь, вытащить человека. Бывает, что при ДТП он получил удар, но когда вышел из автомобиля – вроде все с ним в порядке. Потом стало плохо, упал, и спасатели помогают ему сесть в карету «скорой помощи», которая всегда в это время работает в одной связке с другими службами. Часты у нас звонки с просьбой открыть двери. Ну, например, женщина пришла с работы и не может попасть в квартиру, где остался ребенок. Она в панике – значит, что-то случилось, звонит нам. В основном, конечно, такие вызовы заканчиваются благополучно, правда, осенью прошлого года всем пришлось изрядно поволноваться. Пришла с работы мама, а дверь в квартиру не открывается. Дома ребенок. Пока спасатели ехали на вызов, она перезвонила: «Приезжайте срочно! Из-под двери пошел дым». На месте спасатели убедились: действительно идет дым. Взломали дверь, оказалось, что загорелась проводка, а ребенок потерял сознание. Передали вызов «скорой», которая тут же приехала. Или другой случай. Мать подъехала к дому на машине, на заднем сиденье – грудной ребенок, и пока доставала продукты – дверца захлопнулась. На улице мороз, ребенок кричит, женщина в панике бегает возле машины. Хорошо, что вовремя сориентировалась, не пыталась разбить стекло, а позвонила нам, и приехавшие спасатели вскрыли дверцу машины.
Бывает, что горожане приво-зят на поезде лежачих пожилых родителей, просят перенести из поезда в машину. Конечно, дежурный примет у них обращение, приедут спасатели и помогут вынести человека. Бывает, что они транспортируют больного по просьбе медиков «скорой помощи». Самое главное – спасатели находятся в постоянной готовности выехать на вызов в экстренных случаях, в чрезвычайных ситуациях. В последнее время, например, в России участились взрывы бытового газа, были обрушения жилых домов, поэтому в декабре прошлого года в Нижневартовске в одном из микрорайонов, в домах которого есть газоснабжение, проводились специальные учения. По легенде люди сообщили на номер телефона 112 о взрыве бытового газа, и мы направляли туда пожарных, полицию, «скорую», спасателей, горгаз, жилкомхоз.
Были случаи, когда спасатели выезжали в тот район города, где наклонился строительный кран. Оценивали обстановку – действительно ли он перекрывает дорогу. Летом и осенью, как правило, звонки связаны с рыбаками, пропавшими или оказавшимися на льдине. Звонят беспокойные жители, заметившие, что на тонкий весенний лед озера Комсомольского вышли дети или по крышам бегают подростки. И они правильно делают. В любом случае спасатели выезжают, предотвращая ситуации с трагическим исходом.
– Наверное, наибольшее количество звонков ваша служба принимает все-таки летом? – спросили мы у Владимира Абашева, и он подтвердил, что во время прошлогоднего паводка, например, когда в городе был введен режим чрезвычайной ситуации, на телефон 112 поступало до 500-600 обращений в сутки. Часть горожан спрашивала, какой на сегодня уровень воды в Оби, другая – просила помочь выехать с дачи. Некоторые хотели съездить на свой участок покормить животных. Причем были люди, которых спасатели только что, казалось бы, вывезли, а они вновь возвращались на свои дачи, опасаясь бросать их на время паводка, и просили привезти воды, хлеба.
Неважно, простой был случай или сложный
Тем временем мы с Владимиром Авдеевичем прошли в диспетчерскую. Оперативный дежурный и диспетчер принимали в это время звонки разного характера. Одна женщина говорила, что в подъезде не горит лампочка. Другая обращала внимание на то, что во дворе выгуливают собаку без намордника. Диспетчер Константин Антипов рассказывал кому куда обратиться. В частности, второй звонок передал участковому, чтобы он проверил его и напомнил владельцу собаки об административном правонарушении за выгул питомца без намордника. Казалось бы, звонки эти были не по адресу, но в диспетчерской внимательно выслушивали все.
– Главное в нашей работе – хладнокровность и стрессо-устойчивость, – говорил Константин Антипов. – Обращения бывают разными, и диспетчер должен определить, какая помощь необходима человеку? Вызвать ему «скорую», полицию или спасателей? Бывают случаи, когда необходимы сразу все, и это хорошо, что горожанин не звонил поочередно каждому, потому что есть телефон единой дежурной диспетчерской службы, которая передаст сообщение по нужным направлениям.
Пока общались, позвонила женщина – захлопнулась дверь в кухне, а в комнате трехлетний ребенок. Он не слышит, как мать стучит в дверь. Вызов передали экипажу спасателей, который возвращался с учений из старой части города, и они моментально направились на улицу Мира. Все это время находились на постоянной связи с диспетчером. Женщина тоже постоянно переспрашивала, как скоро они будут? Владимир Абашев уточнил нам, что экипаж прибывает к месту вызова минут через 5-7, но надо учитывать, что едут они с окраины города в самое начало улицы Мира. Поделился, что в праздники количество звонков в ЕДДС возрастет. Из сложившейся практики знает, что они будут связаны с ДТП, пожарами, закрывшимися дверями, вызовами «скорой», полиции, а это до 50 звонков в день, причем полиция принимает еще свои звонки, ведь горожане по-прежнему могут обращаться сюда и напрямую, набирая 02.
Меж тем подъехал экипаж аварийно-спасательной службы. Командир экипажа Виктор Сысолятин уточняет, что все обошлось. Дверь на кухню маме открыли, ребенок в это время увлеченно смотрел мультики. Познакомились со спасателем поближе. Виктор Геннадьевич в свое время был учителем физкультуры. Как только услышал об организации службы спасения – подал резюме, работа спасателя показалась ему интересной, ответственной… Так и трудится в аварийно-спасательной службе с 2000 года. Получил соответствующую первоначальную подготовку. В 2005 году отучился на водолаза. Работа не кажется монотонной.
– Каждый день ты видишь результаты своего труда, – рассказывает Виктор Сысолятин. – Каждый день помогаешь людям, и не важно, какого характера твоя помощь. Простой был случай или сложный – все равно приходит удовлетворение от выполненного задания. Люди нас всегда благодарят. Иногда, бывает, пожурят, что мы долго ехали. Однако мы не можем подчас мгновенно добраться из старой части города в район МЖК. Впрочем, после выполненной нами работы все равно все говорят: «Спасибо, что есть такая служба!».
Напомним горожанам, что набрать номер единой дежурной диспетчерской службы можно с любого мобильного телефона любого оператора связи. И любой звонок будет обязательно принят!
Опубликованных комментариев пока нет.