×
Экономика
0

Спасите ваши деньги

Читать «Новости Югры» в

Югорских потребителей учат, как не стать жертвами мошенников. Организацию работы по финансовому просвещению населения изучали на прошедшей в Ханты-Мансийске Школе обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг.


О наиболее распространенных угрозах рассказала заместитель начальника экономического отдела Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центробанка России Наталья Богомолова.

Стать жертвой может каждый
– Неважно, пользуетесь ли вы банковской картой, расплачиваетесь ли наличкой. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн с помощью звонков, смс, соцсетей. Некоторые люди думаю, что украсть деньги с их карты можно только зная пинкод. И очень удивляются, когда понимают, что это не так, – обратилась к слушателям эксперт.
Деньги могут украсть где угодно. В кафе, магазине, банкомате. Официант, взявший карту, может сфотографировать ее и воспользоваться вашими данными. Или вам могут сказать «ваш платеж не прошел» – в этой ситуации есть риск заплатить дважды.
– Поэтому смс-информирование об операциях обязательно! И берите чек, если говорят про непрошедший платеж.
В банкоматах используются всевозможные накладные устройства, которые позволяют считывать информацию с карты.
– Однозначно нужно сначала осмотреть банкомат. Самое надежное, пользоваться ими только в банках – там охрана работает гораздо лучше. Потому что были даже такие случаи, когда ставили фальшивые банкоматы в зданиях крупных московских аэропортов, – привела пример Наталья Богомолова.
Если деньги все-таки списали, нужно сразу звонить в банк. Необходимо сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Не позже следующего дня требуется запросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией. Также рекомендуется написать заявление в правоохранительные органы. Если будет доказано, что вы соблюли все правила безопасности, банк обязан вернуть вам деньги.
– Однако если вы ошибочно перевели деньги не тому контрагенту, кому хотели, и он не соглашается добровольно их вернуть, остается только судебный процесс. Это очень сложный путь, поэтому будьте крайне внимательны при платежах, – подчеркнула представитель Центробанка.
К слову, банк сам может приостановить операции, если считает их подозрительными, и связаться с хозяином счета. Например, это происходит, если через короткий промежуток времени по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах. Либо при нетипичном объеме транзакции, множественных переводах с карты на карту и т.д.
Однако, если с вами связывается банк, все равно нужно сохранять осторожность. Многие мошенники сейчас пользуются услугой подмены номера. Представляясь сотрудниками банка, они пытаются узнать важные личные данные.
– Единственное, что у вас может спросить настоящий сотрудник банка, это кодовое слово. Никакой дополнительной информации он требовать не может! – отметила Наталья Богомолова.
Поэтому в любой непонятной ситуации лучше положить трубку и перезвонить в банк, чтобы узнать, действительно ли они с вами пытались связаться (номер можно посмотреть на вашей карте).

Просвещение прежде всего
Чтобы предупреждать случаи мошенничества, Центробанк активно работает над повышением финансовой грамотности людей. Мероприятия рассчитаны на разные группы населения – детей, пожилых, субъекты малого и среднего бизнеса и т.д. В детских лагерях внедряют обучающую программу, оформленную в виде игры «С финансами на «ты»!» Ее цель – научить подростков принимать верные финансовые решения, планировать и достигать цели, защищаться от мошенничества. В ходе игры школьники знакомятся с организациями, которые работают на рынке, и с их основными функциями.
– Мы ведем постоянную работу с министерством образования и науки России. Уже разработан учебно-методический комплект по повышению финансовой грамотности для детей 8-11 классов. На подходе учебники для учеников начальной школы. Есть онлайн-уроки финансовой грамотности. Любой учитель может подключиться к нашему ресурсу и послушать с ребятами ведущих специалистов, – рассказала Наталья Богомолова, добавив, что на сегодня в Югре в таких уроках участвует порядка 25 % школ.
Совсем недавно организация выпустила новую обучающую игру «Тайна потерянной копилки», с помощью которой школьники смогут лучше разобраться в различных вопросах экономики и финансов. Игра размещена на сайте «Финансовая культура».
– Маленьким детям это интересно, поскольку сложные вещи объясняются доступным языком, на понятных примерах. Вроде, как накопить деньги на подарок маме.
Игра рассчитана на детей от шести лет, но может заинтересовать и подростков, и взрослых. Это не просто «бродилка», в которой нужно собирать монетки и преодолевать препятствия. Ребята узнают, как грамотно обращаться с деньгами, планировать расходы и копить на свои цели. Игра также научит распознавать финансовых мошенников и избегать рисков, познакомит с терминами и разъяснит правила поведения на финансовом рынке. Играть в «Тайну потерянной копилки» можно как на компьютере, так и на телефоне или планшете. В игре есть уровни и сказочные враги, которых непросто одолеть. Каждый уровень сопровождается мультиком о приключениях героев. Разобраться, как играть, помогут всплывающие подсказки. В конце каждый игрок получает памятный онлайн-постер, которым можно поделиться с друзьями в социальных сетях.
Представитель Центробанка призвала всех неравнодушных людей содействовать в распространении данной информации:
– Поскольку сотрудников, занимающихся повышением финансовой грамотности, у нас немного, мы активно привлекаем волонтеров. Это могут быть студенты, школьники старших классов, просто взрослые, все, кто хочет делиться знаниями. Мы готовы предоставить таким людям методологическую поддержку, обучать их. Желающие стать волонтерами могут ознакомиться со всеми возможностями на нашем сайте.

   Дмитрий Сердюков заместитель директора департамента внутренней политики Югры
- Просвещение и информирование потребителей в настоящее время служит одним из инструментов реализации приоритетных направлений государственной политики в области защиты прав потребителей. Это требует активизации работы по повышению профессионального уровня и компетенций специалистов, которые и занимаются информированием граждан. Именно с этой целью организован семинар-совещание.

   Инна Кудрявцева заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Югре
- Наиболее актуальные вопросы защиты прав потребителей можно разбить на несколько направлений. Это систематизация и кодификация потребительского законодательства, защита прав потребителей в условиях развития цифровой экономики, борьба с кибер-мошенничеством. Сегодня появились новые формы защиты прав потребителя, такие как групповой иск, контрольная закупка. Особенно важно повышение уровня просвещения и финансовой грамотности, причем фокус следует сделать на социально уязвимые категории населения.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Фотографии сюжета / 3 фото

Теги статьи: #Финансовое просвещение

Автор текста: Алексей Нейман

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте