Реальность и миф
Этот спектакль – настоящий триумф! «Калечина-Малечина» – это проникновенная история о девочке Кате, которая живет с родителями в маленьком городе в обычном панельном доме. Миру вокруг Катя не нужна: ровесники дразнят, а у взрослых нет на нее сил и времени. И Катя находит для себя выход. Но тут вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне.
Сойжин Жамбалова,
главный режиссер
– У Сойжин Жамбаловой, в этом году ставшей главным режиссером Няганского ТЮЗа, потрясающий дар соединять в спектаклях реальность и сказочность, документальность и миф. На основе романа Евгении Некрасовой она собрала многослойное действо: музыка, видео, текст, хореография, жанровые приемы стендапа и хоррора, рассказывающие нам о вечной и вместе с тем очень актуальной истории – истории взросления. Важная часть культурного кода спектакля – фольклорная: к девочке как волшебный помощник приходит Кикимора, – заметила заместитель губернатора Югры Елена Майер.
В январе труппа дважды выступила перед жителями и гостями столицы с драматической историей. Москвичи остались в восторге: кому-то понравилась игра актеров, кто-то отозвался о пользе просмотра спектакля для взрослых, которые теперь смогут лучше понять своих детей. Многих зрителей до глубины души пробрал момент, когда актеры рассказали личные истории из своего детства.
– Спектакль получился очень эмоциональным и очень музыкальным, просто, но безумно красиво оформленным. Совершенно замечательная актерская команда с уже знакомыми по другим спектаклям театра лицами – живые, искренние, очень настоящие, – поделилась отзывом зрительница Эмилия Корсакова.
Роль главной героини исполняет Мария Васильева. Маленькая, хрупкая девчонка в школьной форме, безразмерном вязаном свитере и хэбэшных колготках советских времен с детской непосредственностью рассказывает зрителям о своих проблемах, которые растут как снежный ком. Мария настолько вживается в роль, глядя на нее, забываешь, что находишься в театре.
Условно спектакль можно разделить на две части: до антракта жестокая реальность, после – мир фантазий с оттенками русского фольклора. В антракте в буфете стоял гул: «А вот у нас в школе...», «А моя мама...», «А в моем детстве...». Очевидно: приезд в Москву спектакля «Калечина-Малечина» – настоящее событие. Этот спектакль стал для Няганского ТЮЗа прорывом в большой театральный мир. Про Няганский театр все узнали, заговорили, стали приглашать на гастроли и фестивали.
– Детство – это время, когда ничего нельзя, когда твои молодые родители вечно ругаются, живут своей жизнью, и на детей у них нет времени, когда тебя «ссылают» в лагерь на море, думая, что тебе это понравится, когда в классе ты изгой и мишень для насмешек одноклассников... Именно это все и говорили те самые зрители спектакля во время антракта. Не знаю, как смотрят постановку дети, но взрослые явно прорабатывали свои детские комплексы, – поделилась своими ощущениями создатель и главный редактор сетевого издания о театре «Медиа-проект АRTИСТ» Марина Меркулова.
Спектакль как лекарство
Сегодня в обществе много говорят про буллинг, психологическое здоровье подростков, специалисты дают советы, а в Нягани эту проблему решают просто: там родители и педагоги ходят на «Калечину», чтобы зримо увидеть то, что их собственные дети и ученики старательно прячут от взрослых.
Блогер в области культуры Ирина Аренкова рассказала, почему ее заинтересовал этот спектакль. Во-первых, роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» – финалист престижных литературных премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». А сам спектакль югорского режиссера – победитель ХХI Фестиваля театров малых городов России. Он получил «Золотую маску», стал двукратным лауреатом Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» и получил приз от художественного руководителя Большого детского фестиваля Сергея Безрукова.
– У меня было счастливое детство, и все, что я увидела в спектакле, для меня было чем-то из параллельной реальности. Наверно, мне очень повезло. Я вспомнила фильм «Чучело», который как раз на днях показывали по телевизору. Фильму более 40 лет, а тема буллинга в школе уже тогда поднималась, и это явление до сих пор существует. А если на это наслаивается невнимание родителей, все время занятых, уставших и раздраженных, недовольство учительницы, которая за невыполненное задание грозится перевести девочку в школу для слабоумных... Так из тревожных детей, не получивших ласки, внимания и заботы родителей, доброты и понимания окружающего мира, мы получаем тревожных, озлобленных и покалеченных взрослых, напичканных кучей комплексов, – считает Ирина Аренкова.
Главный вывод, который она сделала после спектакля, – в том, что нужно любить своих детей и разговаривать с ними – тогда они вырастут такими же любящими, а значит, счастливыми, отзывчивыми и добрыми.
Любите своих детей
Театральный блогер Марина Казакова рассказала, что на спектакль «Калечина-Малечина» побежала, увидев имя режиссера Сойжин Жамбаловой. Ранее ее спектакль «Лавина» в театре «Шалом» произвел на нее сильное впечатление. А после просмотра очередной работы Сойжин зрительница настоятельно рекомендует смотреть спектакль всем взрослым и обязательно – учителям. Особенно трогательными ей показались вставки, когда каждый актер представлялся настоящим именем и рассказывал историю о своем детстве. Некоторые из них без слез было просто невозможно слушать – каждая история дает понять, как беззащитны и одиноки бывают дети.
– Есть в спектакле нотки хоррора и фольклора. Кто-то Бога в помощь призывает, а Кате помогла Кикимора. И это совсем не милашка, как домовенок, а довольно жесткое мифическое существо, которое приносит вред и неприятности людям. И в спектакле она довольно жестко прошлась по Катиным врагам. Мне понравился финал: мама спасла Катю от самого трагичного шага в жизни и сделала все, чтобы ее дочь была счастлива. Мама выбрала дочь, – отметила впечатленная зрительница.
Спектакль сложный, эмоциональный, он держит в напряжении с самого начала и не отпускает даже после завершения. Он заставляет задуматься о детях, об их жизни в нашем порой жестоком социуме. Верится, что жизнь ранимых подростков станет лучше, а люди будут к ним добрее, отзывчивее и внимательнее. Если остались сомнения – идти или не идти – ведь это ТЮЗ, а значит, спектакль детский – не сомневайтесь, не детский. Возможно, после просмотра чья-то жизнь или жизнь целой семьи изменится в лучшую сторону.
Важно!
Следующий показ спектакля пройдет 16 февраля в рамках межрегионального проекта «Культурное сотрудничество» на площадке Тюменского большого драматического театра. Кроме того, спектакль покажут 13 марта в Ханты-Мансийске и 15 марта в Когалыме. С не менее интересным спектаклем «Цехъ Поэтовъ» Няганский театр будет в Сургуте 18 марта.
Опубликованных комментариев пока нет.