×
Экономика
0

Ставка на экономический креатив

Правительство Югры одобрило закон о креативных индустриях в автономном округе. Он был разработан по поручению губернатора.


По словам Ларисы Шанауриной, и. о. директора департамента экономического развития Югры, принятие законопроекта позволит создать правовую основу для формирования особого сектора экономики и общественных отношений, основанных на интеллектуальной деятельности и характеризующихся высоким уровнем развития технологий, объемом и качеством знаний, результатом которых будут являться новые бизнес-модели, стартапы, технологии и бренды.
– Мы в данном случае формируем благоприятные условия для новых идей, создания объектов интеллектуальной собственности – важнейшего стратегического ресурса развития экономики, культуры, науки, образования и других сфер социально-экономической общественной деятельности, – добавила губернатор Наталья Комарова.
Теперь креативные индустрии в автономном округе классифицируются по 13 направлениям. Среди них изобразительное искусство, производство видео-, аудиоконтента, образовательные проекты, маркетинг, дизайн, нейросетевые разработки, архитектура, индустрия моды и научные исследования.
В Югре уже есть примеры «товаров» на рынке креативных индустрий. Например, фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», экологический телефестиваль «Спасти и сохранить», фестивали финно-угорской культуры и ремесел, а также IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. Наш «креатив» идет и на экспорт: это касается продвижения культурного наследия, литературы коренных малочисленных народов Севера, финно-угорских туристических продуктов и даже аудиовизуального контента. Важно, что регион не одинок: подобная деятельность поддерживается ЮНЕСКО и международной ассоциацией «Северный форум».
В новом же законопроекте регулируются взаимоотношения в сфере креативной деятельности, определяется форма государственной поддержки таких индустрий. Какой она будет? Сейчас разъясним.
Во-первых, окружные власти создадут специальный центр, который будет заниматься исключительно развитием и помощью представителям этого нового для Югры кластера экономики.
Во-вторых, представители креативных индустрий при определенных условиях смогут получить налоговые льготы, микрозаймы и поручительство, а также субсидии и гранты.
В-третьих, лидеры новой экономики получат возможность воспользоваться образовательной поддержкой – профподготовкой, целевым обучением в вузах, повышением квалификации и обменом опытом с лучшими в своем деле.
Представитель инициативной группы по созданию в Ханты-Мансийске арт-резиденции Александр Пархоменко отметил, что совместная работа креативного сообщества и окружного департамента экономического развития позволила включить в проект закона все пожелания заинтересованных югорчан.
– Считаю это важным, так как креативные индустрии приобретают значение, став культурой многих для многих. И обеспечение вовлеченности, множественности – это та задача, которую мы решаем, – заявила глава региона. – Такая цель требует развития общества, которое, в свою очередь, мотивирует прогресс в сфере креативных индустрий. Для становления такой культуры округ проводит массовое обучение как творцов, так и потребителей креативной продукции и услуг на одной платформе в самых разных формах: от курсов до грантовой поддержки инициатив.
По словам губернатора, страны с положительным опытом развития креативных индустрий использовали универсальное решение. Ничего революционного, но, может быть, поэтому оно и работает: это нормативная база, регламентирующая государственную поддержку, и специализированная организация, отвечающая за развитие индустрии.
В России для креативных индустрий пока нет четкой программы развития, нет уполномоченного регулятора. Поэтому надо использовать эту ситуацию в плюс для тех, кто заинтересован в этой деятельности. И тогда инициатива югорчан – создание особых экономических зон нового типа, учитывающих отраслевую особенность креативной индустрии, – даст понятный сигнал инвесторам: государство готово к развитию новых интенсивно растущих отраслей экономики.

Александр Пархоменко представитель креативной индустрии
- Инициативная группа участвует в разработке с декабря 2019 года. За это время удалось получить обратную связь как от экспертов федерального уровня, так и от представителей творческих профессий. Мы постарались учесть опыт других стран по развитию креативных индустрий. Наш регион одним из первых в России выводит креативные индустрии в законодательное поле, поэтому мы сможем не только участвовать в трендах, но и формировать их.
Лилия Нургатина представитель Минпромторга России
- Креативные индустрии – это идеальный инструмент, в том числе для развития малых территорий. Небольшая группа людей может принести такой эффект, который произведет революцию в развитии того или иного муниципалитета. Даже мировым сообществом креативные индустрии рассматриваются в качестве инструмента борьбы с бедностью, развития сельских территорий и многого другого. Рубль, вложенный в креативные индустрии, даст в два раза больше, чем рубль, вложенный в другие секторы экономики.
Справка
Сегодня в Югре в сфере креативных индустрий работают более трех с половиной тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство из них задействовано в сфере информационных технологий, маркетинга, рекламы и дизайна.

Это интересно
Идея развития креативных индустрий в Югре и разработки нормативно-правовых документов в этой сфере родилась в ходе регионального краудсорсингового проекта. Простыми словами, краудсорсинг – это поиск решения проблемы или задачи с привлечением широкого круга людей, их знаний и опыта. Такая взаимопомощь объединила жителей более чем ста поселений округа.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии