Дозорные башни, подпорные укрепления, пороховые пушки... У жителей и гостей Сургута появилась уникальная возможность перенестись на столетия назад и увидеть жизнь людей, населявших эту территорию в конце XVI века. Фестиваль «Мангазейский ход» в этом году посвятили 425-летию города. Организаторы воссоздали сургутский острог и рассказали о сражениях со степниками-завоевателями.
Прежде увидеть одно из первых русских поселений на территории Сибири можно было только в миниатюре в музее. Несколько лет назад в ИКЦ «Старый Сургут» еще заработала мультимедийная экспозиция, позволяющая «погулять» по сургутскому острогу. Окунуться в мирную жизнь сибирского острога в этот раз позволил и фестиваль «Мангазейский ход». Жителей и гостей города познакомили со старинными технологиями ремесел, традиционными играми, костюмами той эпохи.
— В этом году мы сознательно изменили тематику фестиваля. В прошлые разы рассказывали историю Мангазеи, знакомили с ее жителями, бытом, культурой. А сейчас мы говорим о том, что в начале XVI века в Сибири было много степников — азиатских воинов. Наши коллеги из Омска специально привезли степную юрту того времени — она полностью воссоздает эпоху. Демонстрируем разное оружие, которое помогало сибирякам обороняться. Его можно потрогать и даже пострелять из него, — говорит директор историко-культурного центра «Старый Сургут» Антон Акулов.
Лучных дел мастер
Из лука и правда можно стрелять. При этом оружие вовсе не игровое, а самое что ни на есть настоящее. Создал его уникальный в своем роде мастер — Даниил Вяткин. В центре военной исторической реконструкции «Служилые люди Сибири» Омска он работает педагогом дополнительного образования. В свободное от работы время Даниил изготавливает азиатские средневековые луки, из которых потом стреляют его ученики. Об этом оружии он может рассказывать поэтично, долго и вдохновенно. Говорит, чтобы создать лук, нужно быть дружным со всеми точными науками — физикой, математикой, сопроматом… и даже баллистикой.
— Лук всегда был предметом культа для мужчины. С малых лет мальчика учили с ним обращаться, и всю жизнь он сопровождал человека. Во многих армиях за утерю лука могли казнить — без него невозможно было добыть еду, защитить себя, пойти на войну. Лук — очень показательное оружие. Он постоянно эволюционировал — от обычной палки до геометрически и функционально сложного оружия. Те луки, которые мы привезли сегодня, — традиционные, простые по изготовлению. Стрельба из них производится интуитивно, нет здесь никаких стабилизирующих предметов, прицела, — демонстрирует Даниил Вяткин.
На занятиях со своими подопечными лучных дел мастер не допускает к оружию сразу. Сначала нужно изучить его конструкцию, механизмы и принцип работы и, главное, историю. Но для сургутян сделал исключение.
— Очень сокращенное, получается, занятие, — смеется Даниил. — Во-первых, наши ребята помогают каждому желающему и фактически половину сложных действий выполняют за них. Чтобы выстрелить из лука эффективно, необходимо задействовать те мышцы, которые в обычной жизни человеку не очень, скажем так, нужны. А во-вторых, возможно, такой мастер-класс побудит кого-то заинтересоваться историей, какой-нибудь мальчишка попросит папу сделать лук вместе с ним или отвести в секцию по историческому моделированию, что тоже хорошо.
Сражение на Сайме
Сургутяне смогли подержать в руках не только средневековый азиатский лук, но и боевую саблю, примерить костюмы служилых XVI века и вообще окунуться в историю.
— Мы пришли сегодня с сыном, он обожает военную тематику, дома из игрушек у нас солдатики, танки и боевые сабли. Прошли все площадки еще вчера, сегодня вернулись. Были даже на мастер-классе по изготовлению мяча для килы. Это игра такая, похожая на футбол и регби одновременно. Семилетнему мальчику, наверное, вряд ли удастся поиграть, но хотя бы посмотреть. Вчера сын попросил отвести его в исторический клуб, чтобы он тоже мог изучать историю на практике, — рассказывает сургутянка Елена Поличенко.
Впечатлили маму с семилетним сыном и показательные выступления «Служилых людей Сибири». На территории острога, который установили в парке «За Саймой», развернулись нешуточные сражения — сибиряки оборонялись от степников, решивших завоевать земли. Чтобы привезти из Омска в Сургут весь необходимый средневековый инвентарь, реконструкторам понадобился двухтонный большегруз. Гости фестиваля говорят, что взяли только самое необходимое: азиатская юрта, обмундирование, оружие, предметы быта и даже кухонные горшки...
— Все это важно и нужно, чтобы воссоздать атмосферу Средних веков. Мы несем, в первую очередь, образовательную миссию, нам хочется обратить внимание на историю Сибири, мы ведь здесь проживаем. И она богата на события, факты. Могу сказать, что в Сургуте во время «Мангазейского хода» мы практически всегда воссоздаем фрагменты истории, которые нигде не показывали. Если не вдаваться в подробности, везде кто-то воюет, но по факту — степники против сибиряков, луки против огнестрела, что нам кажется интересным, — рассказывает руководитель военно-исторического клуба «Служилые люди Сибири» Василий Минин.
Историк-кузнец
«Мангазейский ход» проводится раз в несколько лет. С каждым годом участников и зрителей становится больше. Повышенным спросом пользуются мастер-классы ремесленников. Печка-кузница сургутских педагогов школы №24 притягивает детей не только теплом. Сергей Денисов — учитель истории. Вот уже два десятилетия он создает музей традиционных промыслов.
— Нам просто нравится это, мы с коллегой и занимаемся. У нас, конечно, нет профессиональной печи, оборудования. Но нам хватает, мы создали на базе школы музей традиционных технологий. Там есть и кузница, и деревообработка, и керамический промысел. Детям очень нравится, они с большим удовольствием приходят, — говорит педагог.
Совсем скоро, кстати, в школьном музее откроется новая выставка, на которой, возможно, появятся и экспонаты, сделанные за два дня, что длился «Мангазейский ход». И, скорее всего, мастера отметят их памятной гравировкой: «Сургуту 425 лет».
Опубликованных комментариев пока нет.