×
Общество
0

Сургутские дизайнеры и архитекторы рассказали, каким они видят ЖД вокзал

Что в Сургуте остается во все времена неизменным хоть в 2009 году, хоть в 2019, так это точно железнодорожный вокзал. Он стабильно серый, ждущий реконструкции и раскритикованный всеми экспертами, недоэкспертами, урбанистами и блогерами города, региона и даже страны. Обидеть вокзал любой может, мы это теперь прекрасно знаем после серии постов москвича Ильи Варламова, который считает себя экспертом в области архитектуры, градостроительства, дизайна, благоустройства и вообще на все дела городского хозяйства мастер. Журналисты «Сургутской трибуны» узнали мнение сургутских профессиональных дизайнеров и художников разных направлений о том, что они, как жители этого города, думают о железнодорожных вратах Сургута. 

В 2017 году сургутский вокзал вошел в топ самых необычных в России. Рейтинг составил туристический сервис «Туту.ру». Тогда настоящие эксперты отметили экстерьер исторической постройки и масштабную мозаику здания. Наша «железнодорожная гавань» вошла в один список с вокзалами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Адлера. Все они своеобразные памятники ушедшей эпохи и, несмотря на возраст, справляются с функционалом,  пропускают огромный пассажиропоток. Сургутский вокзал выделили еще и за уникальный модернистский стиль, который делает его похожим на амфитеатр. 

Год назад правительству Югры и руководству РЖД удалось достигнуть договоренностей о реконструкции всего железнодорожного комплекса. Выбрать облик нового здания путем голосования доверили сургутянам. Жители города остановились на эскизе, выполненном в бело-сине-красных тонах с национальными орнаментами ханты.

На этой неделе московский блогер-урбанист Илья Варламов раскритиковал  выбор сургутян. Блогер не скупился на слова в описании макета здания: «Такое в 90-е годы было стыдно делать». 


Глава города Вадим Шувалов незамедлительно встал на защиту проекта здания вокзала и жителей, которые за него проголосовали. Пригласил блогера посетить Сургут еще раз и пообщаться с глазу на глаз. Илья Варламов приглашение принял, но подчеркнул: «Мнение жителей города относительно архитектуры не должно волновать мэрию» 

Большинство сургутян, которые пользуются услугами ж/д вокзала сегодня, вопрос его внешнего облика волнует куда меньше, чем функциональность. Ожидалось, что при реконструкции там появятся подземные переходы к железнодорожным путям, лифты. Пока же люди по морозу с тяжелыми чемоданами идут к поездам через открытый мост. В новом проекте никаких теплых переходов не предусматривается.  

В Сургуте сегодня достаточно экспертов и профессионалов в области архитектуры и дизайна. Еще два года назад активисты настаивали на том, чтобы вокзал сохранил свою самобытность и остался памятником архитектуры эпохи советского модернизма, но при этом в него вдохнули новую жизнь и модернизировали с точки зрения удобства.

Анна Чиняева,  руководитель молодежного центра «Цвет», дизайнер-модельер:

— Я не архитектор, могу высказать только свое личное мнение. Не углублялась в вопрос комфортности и с точки зрения удобства. Но чисто внешне для меня выбранный сургутянами макет кажется слишком пестрым, ярким, можно сказать, чересчур праздничным. Я его вижу немного скромнее в плане выбора цветовой палитры. То, что вокзал будет меняться и станет более современным, это уже хорошо. Но я согласна, что все три предложенных варианта не сильно отличаются друг от друга. Я вообще не люблю чрезмерную нарядность, стремление к приукрашиванию. Но это лишь мое субъективное мнение. По поводу мнения Ильи Варламова, человек высказал субъективную позицию, она имеет право быть, но уделять ему столько внимания тоже излишне. Пусть вопросом архитектуры и дизайна нового вокзала занимаются действительно профессиональные люди. 


Елена Родионова, Графический дизайнер, арт-директор дизайн-бюро  G-designарт-директор: 

 — Два года назад проект нового железнодорожного вокзала обсуждался на тот момент существовавшим архитектурным советом и центром прикладной урбанистики. Еще тогда мы активно обсуждали его с небезразличными к этому вопросу сургутскими архитекторами, дизайнерами, художниками. Мы говорили о том, что предложенный проект слабый. Сургутский вокзал — уникальный памятник советской архитектуры, он сделан качественно из дорогих материалов. И если бы удалось сделать рейстайлинг этого здания, было бы лучше. Почистить фасад, обновить окна, внутри все отреставрировать. Мы бы, как в Европе, сохранили памятник архитектуры. Само здание интересное, отсылка к советскому прошлому. Мое мнение и мнение большого количества сургутских архитекторов — здание сохранить, но вдохнуть в него новую жизнь. Специалисты со стороны нам нужны как экспертное сообщество. Но у нас в городе есть хорошие ребята, которые почему-то не могут получить вот такие заказы в виде обновления ж/д вокзала. Они болеют этим городом, они живут здесь. 


Максим Яровой, художник-графитчик, руководитель проекта «Гаражи»: 

— На самом деле Илья Варламов не обозначил какую-то новую мысль. В Сургуте еще два года назад активисты различных сообществ предлагали оставить старое здание и придать ему новый современный вид. Зачем сносить то, что действительно выглядит хорошо. Администрации просто нужно прислушиваться к местным молодым урбанистам, дизайнерам, людям, которые живут в этом городе. Услышать их мнение. 


Артем Кириленко, заместитель председателя думы города Сургута:

— Смотрим на новый эскизный проект — местами яркий, цветной, где-то белый, возможно, немного аляповатый, но взгляд цепляет. Возникает вопрос: будут ли железнодорожники за ним следить так, чтобы все это буйство красок было всегда привлекательным и радовало наши глаза? А это не машину помыть… Может, стоит выбрать более спокойные цвета, более практичные материалы, чтобы мы могли в любое время любоваться стильным, не отталкивающим взгляд фасадом? Стиль и мода изменчивы, а требования к комфорту и практичности всегда выходят на первый план — это скажет любой хороший дизайнер интерьера.







Теги статьи: #ЖД вокзал #Дизайн

Автор текста: Сургутская трибуна Илюза Хафизова   Автор фото: Ирина Швец

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии