×
Общество
0

Сургутские инженеры разработали робота Бэймакса и планируют его продавать

Робот Бэймакс реагирует на движения, измеряет температуру тела, пульс и проводит измерения ЭКГ. Местные школьники уже хотят купить себе такую игрушку. 

Обнимает и обследует

Бэймакс разработан на базе учреждения «Образовательная экспедиция», занимающегося дополнительным образованием школьников. Это место не похоже на большинство популярных школ допобразования, где занимаются подготовкой к ЕГЭ, обучением традиционным школьным предметам или творческой деятельностью. В «Образовательной экспедиции» посредством экспериментальных занятий готовят будущих инженеров, столь необходимых региону. Обучение ведут магистранты кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики Сургутского госуниверситета.

Одна из преподавателей курсов — Екатерина Прохорова. Четыре месяца назад она начала разработку обучающего робота. Бэймакс — это кибермедицинская разработка. Он реагирует на приближение человека, использует речевое приветствие и предлагает обняться. Обнимая человека, с помощью датчиков, расположенных на шее, по бокам и на спине, Бэймакс замеряет температуру тела, пульс и сердечные показатели. С помощью встроенной сим-карты через мобильный интернет он отправляет сведения на компьютер.      

— Идею разработки робота предложил Виталий Владимирович {Виталий Рыжаков — завкафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики СурГУ}, — вспоминает Екатерина Прохорова. — Основная задумка была в том, чтобы использовать робота для профориентационной работы со школьниками. Для того чтобы заинтересовать детей, мы выбрали образ персонажа из популярного мультфильма. Когда поняли, что дети хотят себе такую игрушку, то решили, что надо создать прототип робота, планируем выполнить эту задачу к середине лета. В перспективе в робота будут встроены искусственные нейронные сети. Он, например, сможет распознавать лица.


Запрос есть, кадров нет

Для «Образовательной экспедиции» созданный робот — один из продуктов, который должен быть поставлен на коммерческие рельсы. Здесь хотят создавать разнообразные инженерные ноу-хау, которые будут востребованы в производстве.

— Для этих целей мы и открыли нашу образовательную автономную некоммерческую организацию «Общество, дети и наука», — говорит замдиректора АНО Виталий Рыжаков. — В нашем регионе есть большая потребность в инженерных разработках. Так, например, только компания «Тюменьэнерго» формирует заказы на инженерные проекты на сумму порядка 300–500 млн рублей в год — это следует из открытой информации по исполняемым контрактам. Исполнителями по этим заказам чаще всего выступают проектные организации, которые располагаются за пределами автономного округа. Одна из наших задач — локализовать эти средства в регионе путем коммерциализации наших продуктов, создания фирм, которые занимаются инженерными проектами и базируются здесь. Но для того чтобы выйти на такой уровень, нужны кадры. Это как раз и могут быть школьники, которым мы демонстрируем наши разработки, объясняем, что на инженерии можно зарабатывать. Знания нужны для того, чтобы применить их, а не чтобы получить диплом. Мы формируем эту культуру, чтобы запустить инженерные процессы. В нашем регионе, для того чтобы зарабатывать на инженерных разработках, достаточно выйти на имеющиеся здесь рынки, не обязательно сразу втягиваться в глобальную международную конкуренцию.

Кадры, как говорит кандидат физико-математических наук Виталий Рыжаков, не появляются сами по себе. В их взращивание необходимо вкладываться, нужно перестраивать учебный процесс. Это длительная работа, которая даст видимые плоды только через десяток лет. Впрочем, работа начата не сегодня, и преподаватель СурГУ гордится своими студентами, которые уже могут создавать эффективные разработки и обучать школьников. В «Образовательной экспедиции» школьники 8–11 классов изучают пять компетенций: электронику и электротехнику, интернет-инженерию, компьютерные сети, макетирование и прототипирование, интернет-маркетинг. Каждый курс рассчитан на полгода обучения. Чтобы овладеть всей программой, необходимо 2,5 года. Все дисциплины входят в изучение концепции «Интернет вещей».

— Эта концепция подразумевает создание умных вещей, которые сами способны измерять, анализировать данные и отправлять их через интернет. К таким предметам, например, относятся торговые автоматы, банкоматы, интеллектуальные счетчики, — поясняет Виталий Рыжаков.

Сейчас инженерную школу посещают около 120 школьников Югры. В будущем учебном году охват должен увеличиться. У организации есть предварительные договоренности о сотрудничестве со школами Сургутского района. На прошлой неделе «Образовательная экспедиция» провела для учеников поселков Белый Яр и Солнечный игру «Digital Craft». Она длится один день: школьники делятся на команды и в соревновательной обстановке сами собирают Бэймакса — устанавливают датчики и подключают к интернету, собственно поэтому робота и называют обучающим. В ближайшем будущем руководители учреждения планируют внедрять и другие образовательные курсы. Сейчас в разработке находится направление биотехнологии.

  • Робот ориентирован на работу с учениками 4–11 классов, именно поэтому для него выбрали образ персонажа из американского оскароносного мультфильма «Город героев». Надувной медицинский робот был одним из главных героев картины. С помощью встроенного сканера он мог измерить температуру тела, давление, оценить уровень боли и вылечить практически любую болезнь. Логично, что сургутские изобретатели назвали свою разработку этим именем

  • Виталий Рыжаков, директор АНО «Общество, дети и наука»: «Одна из наших задач — локализовать в регионе финансовые потоки путем коммерциализации наших продуктов, создания фирм, которые занимаются инженерными проектами и базируются здесь. Но для того чтобы выйти на такой уровень, нужны кадры. Это как раз и могут быть школьники, которым мы демонстрируем наши разработки, объясняем, что на инженерии можно зарабатывать»






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии