×
Спорт
0

Сургутянин Олег Турбаев о победе в кайт-марафоне: "Ветра не хватало, снег таял, лыжи не ехали"

Читать «Новости Югры» в

В Тольятти на ледовой акватории Куйбышевского водохранилища прошел  марафон «Жигулевское море». Традиционные международные соревнования собирают сильнейших кайтеров. В этом году из-за морозов и ограничений по перелетам от участия были вынуждены отказаться участники из Чехии и Венгрии. Борьба за медали развернулась между россиянами и украинцами. Фаворитами уже много лет являются хозяева соревнований. Сургутянин Олег Турбаев занял первые места в дисциплинах «курс-рейс» и «марафон», второе место среди мастеров (45 лет и старше). «Сургутской трибуне» опытный лыжник-экстремал рассказал, как опередил не только соперников, но и смог выиграть схватку с природными явлениями, которые предоставили куда больше проблем. 

- Олег, соревнования кайтеров – это всегда о борьбе с природой, стихиями. Как вас встретило Жигулевское море?

– Это лучшая акватория во всей Европе, туда даже иностранцы приезжают. Берега далеко друг от друга, ветер ровный, покрытие хорошее. Инфраструктура на суше позволяет собираться большому количеству спортсменов. Есть где отдохнуть, переодеться, поесть. 

Вот только погода в этом году преподнесла много сюрпризов. В первые два дня было около двадцати градусов мороза. А потом резко потеплело до минуса двух. Это отразилось на качестве покрытия, по которому скользят участники на лыжах или сноубордах, на скорости и направлении ветра, а в кайтинге ветер определяет практически все. 

У меня еще в этом году почти не было возможности тренироваться. В Сургуте морозы стояли всю зиму. На новогодних каникулах я только смог выехать в Екатеринбург и там немного посоревноваться с уральцами. Без тренировок и наката было непросто поддерживать форму.

- Но все–таки вы смогли стать первым, победителем…

– Каких усилий мне это стоило! В первый день был «курс–рейс». Это гонки по снежной поверхности на лыжах на различные дистанции. Нужно пройти путь максимально быстро. Эта дисциплина совмещает в себе шахматы и тяжелую атлетику. Дистанцию нужно четко представлять в голове, знать наперед, где нужно сделать разворот, чтобы не сбиться с заданной траектории. А видимость не всегда хорошая, плюс скорость большая. И при этом ты держишься за кайт, тянешь его на руках, вес примерно 50 кг. В первый день было три гонки, во второй – девять. По итогам всех заездов определялся победитель. 

- Без приключений на дистанции не обошлось? 

– У меня первый день не совсем задался. Ветер на берегу казался несильным, и я взял большой кайт. А когда отъехал, понял, что ветер усилился и кайт упал, запутался. Я его распутал, но с первой гонки сошел. Побежал менять кайт на маленький. Во вторую гонку хорошо прогнал по акватории, в третью гонку еще увеличил скорость. Создал себе отрыв от соперников перед финишем, но в этот момент менее опытный кайтер в меня врезался, наши кайты запутались, и я упустил время. Так сразу же две гонки ушли в минусовой результат. Времени на раскачку не было.

Обычно у нас в рамках «курс–рейса» гонок пятнадцать, а тут из–за погоды всего девять было. Так что во второй день у меня была задача показать во всех шести заездах отличный результат, только так можно было рассчитывать на призовое место. Все прошло отлично, и я выиграл по итогам всех девяти гонок. В оставшиеся дни соревнований было два марафона. 



Малая часть побед Олега Турбаева на различных соревнования: 2021 год 1 место Чемпионат России, "стандарт" (надувные кайты) 2020 год 1 место Кубок мира, "стандарт" (надувные кайты) 1 место Чемпионат южного федерального округа, "курс-рейс" и "марафон" 1 место Чемпионат мира, "курс-рейс" и "марафон" 2019 год 1 место Чемпионат южного федерального округа, "твинтип"

- Зимний «кайт–марафон» считается одной из самых тяжелых дисциплин. В чем сложность? 

– Действительно, марафон не каждый спортсмен осилит. Участникам предлагают пройти длинный маршрут. В первый день марафона на улице наступило резкое потепление с минуса двадцати до минуса двух–пяти. Снег таял, появились лужи, покрытие изменилось. По заданному курсу дистанция была около 60 км, по факту у меня вышло 90 км. Три часа ехал до финиша. Я опять ошибся с выбором кайта – взял маленький, потому что ехать долго. Решил поберечь силы – большой тащить тяжелее. Уже после первой петли я пожалел об этом. Ветра не хватило для маленького кайта, лыжи почти перестали ехать, потому что покрытие растаяло. И с этого момента началась уже борьба не столько с соперниками, как с самим собой. 

Я правильно «разложил» дистанцию. Ошибка даже в пять–десять секунд могла сыграть большую роль. Как только я догонял соперников, которые были на больших кайтах, так они сразу это видели и увеличивали скорость. Я понял, что не нужно стараться догнать их, а нужно заставить их ошибиться, дать понять, что я не догоняю. Я решил идти своей траекторией, держаться подальше, оставаясь незаметным. Как только соперники перестали меня контролировать, потеряли меня из виду, я своим путем смог добраться до финиша и уже буквально метров за сто от него неожиданно вырвался вперед.

- Три часа в пути, 90 км за спиной – и все это время удерживать тяжелый кайт в руках… Как вы на финише себя чувствовали? 

– Это была самая длинная дистанция. До этого марафоны были короче. Многие кайтеры после первой петли сходили с дистанции: дорога таяла, кайты не те взяли… Лично у меня тяжелее гонки еще не было. Ветер не тянет, лыжи не едут, ноги забиваются сразу, едешь только за счет силы воли, борешься сам с собой и со стихией. 

После финиша полчаса в себя приходил, шевелиться не мог. Воды много потерял. Комбинезон весь был мокрый, с меня пот просто лился. Но те эмоции, которые ты потом испытываешь, не передать словами. На следующий день был еще второй марафон, там было намного проще – вода под ногами замерзла за ночь, покрытие акватории хорошо скользило. Я пришел девятый, но это очень хороший результат, учитывая, что я был на обычном кайте, а у моих соперников – гоночные парафойлы. Это облегченная версия кайта. Можно сравнить с соревнованиями обычной машины и гоночного болида. Так что результатами я доволен, как и теми впечатлениями и эмоциями, которые получил на этих соревнованиях. Впереди у нас чемпионат России. После пандемии соревнования возвращаются, и это не может не радовать. 

* Куйбышевское водохранилище расположено на реке Волге, крупнейшее в Евразии. Образовалось после завершения строительства плотины Волжской ГЭС. Нижнюю часть водохранилища называют Жигулевским морем.


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии