В начале ноября набережную Урая украсил символ нашего города – бронзовая чайка Сури, но в ночь на 8 ноября памятник исчез. Неизвестные похитили его, оставив только постамент из малышевского гранита. Нашли скульптуру в тот же день – в кустах неподалеку.
Найти пропажу помогли неравнодушные жители и урайские спасатели. Как раз сейчас в рамках месячника безопасности на водных объектах они патрулируют береговую зону. Дежурство продолжается практически все светлое время суток, чтобы предупредить выход людей на неокрепший лед и предотвратить трагедию.
Как только спасатели узнали о пропаже, сразу подключились к поискам.
– Точных обстоятельств я не знаю – вроде бы один из прохожих предположил, что стокилограммовую скульптуру далеко унести не могли, и посоветовал поискать в кустах поблизости. И точно – почти сразу же один из наших сотрудников, Егор Потерухин, нашел ее неподалеку, на берегу, – рассказал начальник аварийно-спасательного формирования при ЕДДС Урая Виктор Терешко. – Сверху бронзовая чайка была прикрыта полиэтиленом. Зачем, судить не буду, пусть этим занимается следствие. Но о своих бойцах скажу одно: они замечательные неравнодушные люди и патриоты города.
По словам директора городского УКСа Руслана Латыпова, на свое место Сури вернется не сразу. Полиция еще должна будет завершить следственные действия, а изготовитель – внести дополнительные изменения в конструкцию, чтобы сделать постамент и саму скульптуру неотделимыми друг от друга и исключить новую попытку кражи.
– Пока мы обсуждаем организационные вопросы, – сообщила арт-директор занимавшейся изготовлением и установкой Сури организации, екатеринбурженка Светлана Богданова. – Решаем, когда конкретно выедем в Урай, чтобы вернуть чайку на место – в надежде, что ее больше никто никуда не унесет.
О том, как этот памятник появился на урайской набережной, рассказала председатель урайского отделения общественной организации «Спасение Югры» Анна Изюмова, предложившая Ураю идею памятника.
– На одной из встреч мы решили, что было бы важно благоустроить какую-нибудь общественную территорию, внеся в нее этнографический элемент, напомнить горожанам о традициях и культуре ханты и манси. Так родилась идея набережной «Сури-парк», – рассказала Анна Изюмова. – Вслед за этим управление градостроительства разработало первый вариант дизайн-проекта по благоустройству набережной, который был представлен на федеральном конкурсе. Его основной идеей стала тема национальных традиций, а символом – образ чайки. В тот год в федеральном конкурсе проект не выиграл, но идея получила развитие, и на ее основе был разработан новый дизайн-проект – набережной Александра Петрова, победивший в федеральном конкурсе. Мы предложили дополнить проект символом города и презентовали эту идею на конкурсе инициативного бюджетирования. Чтобы найти тот самый образ, Урай провел конкурс эскизов для нашей Сури. Так идея наполнилась реальным содержанием.
Анна Изюмова рада, что набережная становится излюбленным местом прогулок горожан. Она уверена, что в следующем году станет понятно, каким содержанием можно наполнить новые площадки.
– Мы услышим, как зазвучат Музыкальные холмы, как наполнятся смехом детские игровые зоны. И когда все это начнет жить, когда и предприниматели увидят здесь перспективу для бизнеса, придет время для второго этапа благоустройства, – считает она.
– А птица Сури? Вроде бы на конкурсе лидировал другой проект? – уточнил я.
– Выбор объясняется скорее техническими причинами. На конкурс инициативного бюджетирования мы предлагали проект уже с готовой сметой, представляя себе композицию размерами примерно в полтора метра. Кстати, на конкурсе эскизов победила не одна, а сразу четыре работы. Наибольшее количество баллов набрало «Гнездо Сури» – проект скульптурной композиции высотой в пять-шесть метров. Но он в нашу смету никак не вписывался. И если бы мы обрекли ее на маленький бюджет, то просто бы бездарно дискредитировали идею. Поэтому из всех эскизов выбрали другой, тоже замечательный, предложенный Софьей Парфентьевой.
И получилось все просто прекрасно.
– Но от гнезда вы не отказываетесь?
– Нет. Может быть, на следующем этапе предложим новый проект на конкурс инициативного бюджетирования, чтобы «Гнездо Сури» появилось в том виде, в каком оно и было задумано. Птица есть, а вот гнезда для нее пока нет. Надо строить. Логично?
– Будет ли реализована идея «Гнезда Сури», зависит от финансирования. И вполне возможно заявиться с ней и в последующие годы, – подтвердила директор управления градостроительства, землепользования и природопользования Урая Людмила Фильченко.
Ну а пока…
– Очень волнуемся, переживаем. Над тем, чтобы птица Сури расправила крылья над набережной Конды, на славу потрудилась целая команда, – делится арт-директор подрядной фирмы Светлана Богданова. – Хорошо помню начало проекта, когда я только искала информацию о Сури. Приятно было узнать, что ее здесь действительно любят. Такой отклик среди горожан она нашла! Это прекрасный проект! А легенда о Сури? Сколько в ней тепла душевного!.. Сейчас мы очень переживаем за нашу красавицу. Хотим, чтобы ей терли клювик на удачу и загадывали желания. А не так вот – вырвать и бросить.
– Вандалы – они есть везде. Но вместе мы их одолеем, – пытаюсь заверить собеседницу.
– Хочется, чтобы таких инициатив было больше. Тогда и жизнь вокруг нас станет лучше. Хочется, чтобы люди помнили нашу Историю и умели быть благодарны людям Настоящего, которые вносят свой вклад в Будущее – для наших потомков.
Понимаете, ведь арт-объекты, скульптуры – это то, без чего можно вполне обойтись. Анна Изюмова инициировала этот проект, город поддержал, кто-то обеспечил финансирование, кто-то взял на себя труд все организовать, кто-то сделал... Огромное количество золотых голов и рук участвовало в этом крошечном для масштабов города проекте.
Захочет ли и дальше город поддерживать такие инициативы, если вандализм войдет в норму?..
– Захочет! Когда у нас впервые поставили декоративные фонари, в Урае каждую ночь разбивали плафоны. Мы не отчаивались и меняли их на новые. Изо дня в день. Так продолжалось долго, но однажды бить фонари перестали.
А по поводу идеи… Только так, объединяясь вокруг чего-то, мы можем почувствовать себя городом, настоящим городским сообществом, а не совокупностью местных жителей, укрывшихся в своих норках. В конечном счете все мы – город, и фраза «поддержит ли город» по-честному должна звучать так: «поддержим ли мы».
– Верно подмечено. Еще одно тронуло до глубины души. Вместе с птицей Сури мы привезли и установили памятный камень. Мы, если честно, и не знали, кто такой Александр Иванович Петров, чьим именем названа набережная. Пока не узнали о нем от обычных горожан. Вы понимаете, какая это редкость – сочетать в себе и талантливого управленца, и просто замечательного человека? Мы очень рады внести свой маленький вклад в долгую память о нашем замечательном современнике и гордимся быть к этому причастными.
А вы еще спрашивали о том, любим ли мы свою работу. С большой буквы – Да!
Фото автора и Светланы Богдановой
* * *
Чайка – птица Сури – изображена на гербе Урая. В легендах она часто упоминается как дух-покровитель, защитник жителей Конды. Наблюдательные манси-рыбаки заметили, что чайки прилетают на Север ранней весной. В половодье они так же, как люди, выслеживают косяки рыб. Там, где кружит стая птиц, – много рыбы, а значит, и рыбалка будет удачной.
Вот и получается, что чайки помогают рыбакам кормить семьи. К тому же чайки очень социальные птицы, они всегда селятся недалеко от людей, потому что научились извлекать пользу из этого соседства. После удачной рыбалки манси выбирают из сети крупную рыбу, а мелочь оставляют в качестве благодарности птицам-помощникам.
Получается, что и рыбаки помогают чайкам растить птенцов.
Однако не стоит наделять характеристиками духа-покровителя обычную речную чайку. В преданиях речь идет не о речной, а о морской чайке – о птице Сури. Легенды повествуют о том, что предки манси пришли на эту землю с берегов теплого моря. Именно туда, на родину предков, возвращаются их души, завершив земной цикл жизни.
Птицы нередко упоминаются в самых разных культурах, олицетворяя собой свободу, духовность и триединство Земли, Воды и Неба. Сури – образ крылатого покровителя, который отражает своим крылом невзгоды, укрывает от беды, поднимает над проблемами и указывает путь к успеху. Отсюда и талисманы, изготовленные из пера свободной птицы: считается, что белые перья, которые она случайно обронила, указывают верный путь, приносят в дом удачу.
Опубликованных комментариев пока нет.