В Нижневартовске этим не ограничились - пошли дальше.
Моя мама всегда говорит: «Женя, выключай свет. Электроэнергию надо экономить». Об этом напоминают и в школе, так как расходы на оплату электроэнергии растут.Мне стало интересно, какое количество электроэнергии потребляет наша школа? Можно ли сэкономить на этом? Кому-то такие вопросы покажутся смешными или даже в какой-то степени детскими, но меня они заинтересовали всерьез. Я не любитель легких путей, поэтому решила самостоятельно найти ответы на свои вопросы, по возможности не привлекая взрослых. А затем, проанализировав ситуацию, найти способы экономии электроэнергии», - рассказывает ученица 5«А» класса школы №29 Евгения Полякова.
Свой проект «Как сэкономить школе миллион?» она представила на научной школьной конференции.
Не поверите, но если проанализировать проекты школьных конференций и городских конкурсов, то можно понять, что темы бережливого производства интересуют наших детей. И очень.
Начинать со взрослых
Привычку экономить тепло, свет и воду надо воспитывать в детях с раннего возраста, считают эксперты. Для этого они предлагают разрабатывать и внедрять специальные игры для малышей, учебные пособия для средних и старших классов, вносить дополнения в уроки физики, химии и ОБЖ и проводить конкурсы на лучший проект по энергосбережению.
Школьники, которые привыкли выключать свет, выходя из помещения, и проверять, закрыты ли краны с водой, помогут не только школе, но и своей семье.
С нынешним ростом тарифов ЖКХ этот вопрос стал особенно актуальным для многих. Причем специалисты утверждают, что экономить потери энергии, а значит, и деньги, можно достаточно серьезно.
- Школы Нижневартовска и до проекта «Бережливый регион» внедряли элементы бережливого производства. Сегодня это направление набирает обороты. С сентября прошлого года, например, у нас в учебном заведении появились контейнеры для раздельного сбора мусора. Но скажу сразу, контейнеры - это одно, а культура бережливости - это совсем другое. Здесь требуется время. За два-три месяца ее не привить. Нужен пример взрослых, ему последуют и дети. Среди учеников есть те, кто быстро привык к тому, что мусор нужно сортировать. Но есть и другая категория, которая в школе видит одно, на улице - другое, а дома - третье. В этом направлении активно работаем и с родителями, - рассказывает директор школы №17 Андрей Смолин.
Сегодня в образовательном учреждении идет четкая экономия всех энергоресурсов, в том числе воды и света. О том, что свет нужно выключать, знает каждый ученик. Поразительно другое - они это делают! А значит, скорее всего, приучат к этому и своих родителей.
Акций не ждем
Тематические уроки по бережливому производству в школах региона, в том числе и Нижневартовска, проходят постоянно. Но этого мало, считают педагоги. Одних слов мало - нужна практика.
- В каждом кабинете школы есть небольшая картонная коробка, в которую можно складывать отработанные листы бумаги. Есть такая и в приемной директора. Появился у нас и короб для картона. Планируем его не просто сдавать в переработку, а менять на туалетную бумагу, - рассказывает директор школы №1 Айгуль Нургалеева.
Как удалось выяснить, в этом образовательном учреждении не живут от одной экологической акции до другой. Действуют по-другому.
- Акции по сбору макулатуры проходят в городе постоянно. Но мы не ждем, когда их объявят. Каждый ученик знает, если есть дома ненужные газеты, журналы, исписанные тетради, то они могут принести в школу, не дожидаясь акций, и сдать их в библиотеку. Наши сотрудники все упакуют и отнесут в хранилище, - продолжает Айгуль Расимовна. - Постоянно напоминаем детям: не храните использованную бумагу дома, приносите ее в школу.
Элементы бережливого производства в этом образовательном учреждении можно встретить почти на каждом шагу. Здесь также стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. Сегодня учреждение работает над энергосберегающим контрактом.
Вместе - ярче, вместе - вперед
Ученики школы №2 постоянные участники Всероссийского фестиваля энергосбережения «ВместеЯрче» - акции по привлечению внимания жителей России к вопросам бережного отношения к энергоресурсам и использованию современных энергоэффективных технологий.
Напомним, что идея фестиваля проста: каждый из нас может, находясь дома, на работе, в общественных местах, на собственном примере показывать, как беречь энергию и создавать задел для будущих поколений.
- Как известно, во время акции нужно выключать свет. Разумеется, уроки не идут в темноте, свет горит. Но, например, во время перемен можем и выключить. Рассказывая об этой акции, призываем родителей и детей подключиться к ней. И результат есть: ребятишки, приходя в школу, рассказывают, как им удалось убедить родителей выключить свет чуть раньше обычного, - рассказывает педагог - организатор школы №2 Дарья Герасимчик.
Уроки, классные часы и даже игры, посвященные бережливому производству, тут проходят постоянно.
- И эта практика приносит результат, - уверена директор школы №2 Ольга Райш. - То, что электроэнергию следует экономить, знает каждый ученик. Радует другое, свои знания они применяют на практике. Об этом говорят и родители, дети которых, например, рассказали о пользе энергосберегающих ламп.
Так что там с миллионом?
В самом начале мы познакомили вас с пятиклассницей школы №29, которая решила помочь родной школе сэкономить средства на электроэнергии. Чем закончилась эта история?
- Учитель математики Елена Халфина согласилась мне помочь. Она подсказала, что понадобится для моего исследования. Необходимо подсчитать количество ламп, используемых для освещения в школе, с помощью анкетирования и наблюдений подсчитать среднее время, в течение которого ежедневно горит каждая лампа.
В своей работе решила не просто подсчитать затраченное школой количество электро-энергии, но и обобщить знания об электричестве в целом, о способах его получения, ну и, конечно, подумать о том, каким образом его можно сэкономить, - рассказывает Евгения Полякова.
Разумеется, пятикласснице подобные расчеты не под силу. Требуется помощь педагога, который и заинтересует, и подскажет, в каком направлении стоит двигаться. Но у ребенка возникает иллюзия: я все сделал сам и хочу действовать дальше в выбранном направлении. Это и есть та бережливая культура поведения, о которой сегодня так много говорят. Педагоги Нижневартовска постепенно меняют стиль поведения своих воспитанников. И, как видим, результаты есть.
- Пришла к выводу, что на выбор нам остаются энерго-сберегающие и светодиодные светильники. Цена светодиодного светильника составляет примерно 300 рублей, энергосберегающего - 130 рублей. С другой стороны, срок службы светодиодной лампы составляет до 100 тысяч часов, люминесцентной - до 10 тысяч. Получается, светодиодная лампа работает в 10 раз дольше энергосберегающей. Таким образом, один светодиодный светильник мы можем приравнять к 10-ти энергосберегающих. Тогда цена составит 300 и 1300 рублей соответственно. Разница колоссальная. В конечном счете получаем, что светодиодные светильники почти в 4,3 раза выгоднее по своей себестоимости и в 2 раза выгоднее по затратам на электроэнергию.Оптимальное решение выбрано, осталось только придумать пути реализации. Конечно, бежать в магазин, покупать кучу лампочек и тут же их заменять по меньшей мере глупо. Я предлагаю менять светильники постепенно, по мере выхода из строя старых, - говорит Евгения Полякова.
Решение разумное. В школе №29 давно идет постепенная замена ламп на энергосберегающие. Но в данном конкретном случае учитель обратила на это внимание и учеников. Последние расскажут о своих успехах родителям. Цепочка событий запущена. И ведет она нас к одному: культуру бережливого производства придется осваивать всем. Исключений нет.
Опубликованных комментариев пока нет.