×
Общество
0

Свыше 1000 детей мигрантов пополнили ряды сургутских школьников

Почти 50 тысяч детей в этом году сели за парты сургутских школ. Отметился 2018-й и рекордным количеством первоклассников. Если в августе озвучивали цифру в 5800 детей, то с учетом прибывших малышей в сентябре количество первашей превысило 6000. Рекорд поставлен в том числе и из-за активных миграционных процессов. В школах Сургута обучаются сегодня не только дети из других субъектов страны, но и ближнего зарубежья. Ряды сургутских школьников пополнили более 1000 детей, прибывших из других территорий, 220 из них – первоклассники.

Сургут был и остается привлекательным городом, где можно найти хорошую работу и пустить корни вместе с семьей. Как и в прошло веке, в город едут не только из других городов России, но и из других государств. Дети новоиспеченных сургутян, естественно, отправляются получать образование в местные школы. Их количество увеличивается с каждым годом, и ряды тех, кто переступает порог сургутских школ, планомерно пополняют дети мигрантов. Таким образом межнациональное взаимодействие становится актуальным уже не только в экономической и политической сферах, но и в образовании.

– Если говорить в целом о количестве детей из числа иностранных граждан, то сегодня в школах Сургута обучаются свыше 1000 ребятишек из стран ближнего зарубежья. Первое место по числу прибывающих у нас традиционно занимает Таджикистан – порядка 30 процентов от общего количества. На втором месте Украина с 17 процентами. Потом идут Киргизия, Азербайджан и так далее, – перечисляет директор департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.

Не разделяя на классы

Есть в этом году и дети, прибывшие из Туниса и Китайской народной республики. Принимая таких ребят в школы, образовательные учреждения делают входной контроль, прежде всего, на знание русского языка, как ключевого фактора успешности обучения, в том числе по предметам не только гуманитарного, но и естественнонаучного цикла. Именно со слабым знанием русского языка отдельных учеников в большинстве случаев связано неизбежное снижение общего уровня успеваемости в классе, где учатся дети-мигранты.

– Миграционные процессы всегда были активными, но число детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, никогда не было таким значительным. На сегодня 22 процента детей либо не владеют, либо очень слабо владеют им. Для входного контроля мы подготовили специальные материалы, которые позволяют нам объективно оценить уровень ребят. Ведь это, в первую очередь, язык обучения и язык общения, коммуникации. Для того, чтобы успешно социализироваться и успешно осваивать программы, необходимо обеспечить детям достаточный уровень его знания, – подчеркивает Анна Томазова.

Чтобы помочь детям мигрантов привыкнуть к жизни первоклассника, да еще и в новой языковой среде, по инициативе местного департамента образования в Сургуте разработан ряд проектов. Главный из них – центры культурно-языковой адаптации в некоторых школах. На базе таких центров педагоги занимаются по программам еще и социальной адаптации детей-мигрантов к новой культурно-языковой среде. В школах работают не только с детьми, но и с родителями, педагогами, которые взаимодействуют с такими учащимися. Это в комплексе помогает достичь результатов.

– Мы не создаем отдельных классов, и это очень важно, потому что любой язык, в том числе и иностранный, который учат наши дети, лучше всего осваивается в среде людей, говорящих на нем. Поэтому, в зависимости от количества детей мигрантов в образовательных учреждениях, школы выбирают различные формы их обучения. В первую очередь, это групповые занятия по изучению русского языка, проводимые дополнительно. Кроме того, уже несколько лет у нас открыты центры культурно-языковой адаптации. Этот опыт нами был представлен на региональном уровне и получил впоследствии распространение, – поясняют специалисты департамента образования Сургута.

Комплексный подход

Такие центры помогают не только в освоении русского языка, но и в целом оценить уровень социальной адаптации детей, повысить его за счет специальных развивающих занятий – по изучению истории России, культуры, краеведению… Привлекают в школы и сторонних специалистов, будь то психологи или педагоги дополнительного образования, причем финансовые средства на эти цели закладываются ежегодно, что тоже положительно влияет на успехи детей из иностранных государств.

– Система обучения, его продолжительность и уровень в других странах зачастую разнятся с нашими. Поэтому здесь тоже осуществляется входной контроль, но уже в части уровня освоения программ. Например, ученик прибыл из другой страны, где по документам он окончил девять классов, но в десятый класс мы его не можем зачислить, поскольку перечень предметов и уровень их знаний не соответствует нашим нормам. Соответственно, ученик зачисляется вновь в девятый класс, проходит обучение, сдает государственную аттестацию и получает документ об образовании отечественного образца. Такие ситуации есть, но, к счастью, их не так много от общего числа, – приводят пример в сургутском департаменте образования.

С 2011 года сургутские школьники участвуют в проекте «Растем вместе» – изучают и затем презентуют культуру и традиции разных народов. Национально-культурные объединения города охотно помогают учащимся. На протяжении трех лет в сургутских школах проводится конкурс «Говорю и читаю по-русски», суть его в том, что дети мигрантов учат стихи русских поэтов и демонстрируют свои способности в их прочтении. Финал проекта – большой концерт. Комплексный подход к образовательным программам делает образовательные учреждения города доступными для всех детей, и неслучайно, что дневник сургутского первоклассника ежегодно со своих страниц напоминает о культуре и традициях более чем сотни народов, населяющих Сургут.






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии