«Настоящий талант всегда пробьет себе дорогу». Эту фразу мы знаем с детства и не сомневаемся в ее правомерности. Известный же российский музыкант, пианист, педагог Юрий Розум при этом считает, что талантливым ребятам жизненно необходима материальная и творческая поддержка.
Музыкальная география страны
Больше десяти лет назад у Юрия Александровича возник замысел, который он смог воплотить в жизнь при поддержке собственного благотворительного фонда и Министерства культуры РФ – фестиваль «Где рождается искусство». В 2017 году партнером проекта стала компания «Газпром нефть». Юные музыканты из российской глубинки на время получают в наставники лучших педагогов страны, подвижников классического музыкального искусства.
За годы своего существования фестиваль побывал во многих регионах нашей страны: в Камчатской, Астраханской, Челябинской, Тверской и Ярославской областях, в Приморском, Красноярском, Хабаровском краях, а также в Республике Саха (Якутия) и других. В этом году география музыкального форума охватывает Московскую область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Югру.
В рамках проекта в Ханты-Мансийске 5 ноября прошли мастер-классы народного артиста России Юрия Розума (фортепиано), доцента МГК им. П. И. Чайковского, кандидата искусствоведения Лолы Джумановой (теория музыки), преподавателя творческой школы «Новые имена» Алексея Маевского (скрипка), доцента МГИМ им. А. Г. Шнитке, кандидата педагогических наук Кристины Шарабидзе (домра), преподавателя колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке Светланы Злобиной (академический вокал).
Репертуар как способ победить в конкурентной борьбе
Девушки и юноши из Ханты-Мансийска и других городов Югры поспешили воспользоваться возможностью взять уроки у лучших педагогов страны. На занятии по академическому вокалу, как и на других мастер-классах, шла активная работа. Хорошо поставленными голосами ребята исполняли классический репертуар, романсы, народные песни. Неискушенному слушателю даже трудно было отличить их от мастеров сцены. Однако преподаватель колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке Светлана Злобина видела не только несомненные успехи и способности, но и ошибки, шероховатости и прочие нюансы, над которыми, на взгляд педагога, нужно поработать, чтобы достичь успеха в будущем.
– Уровень подготовки ребят хорош, и тот репертуар, который предлагают им исполнять педагоги Центра искусств, мне очень мне понравился, – говорит Светлана Злобина. – Сама атмосфера занятий очень дружелюбная, юноши и девушки хотят услышать от нас что-то новое. Конечно, мы разбирали и те вещи, которые получаются, и те, которые не очень удаются, и исправляли ошибки. Ребята исполняли камерные произведения, романсы, песни. И мы говорили о том репертуаре, который им нужен, чтобы, например, поступить в высшие учебные заведения. Одна из юных вокалисток, восемнадцатилетняя Дарья Ваймер, например, исполнила романс С. Рахманинова на слова А. Плещеева «Полюбила я на печаль свою» и японскую народную песню «Тюльпаны» в обработке Локтева. Я посоветовала девушке иметь более «мощный» репертуар, чтобы в нем была и русская, и зарубежная ария. Это поможет ей выдержать острую конкуренцию при поступлении в вуз.
Сама Дарья, только что получившая мастер-класс от Светланы Злобиной, призналась, что занятие было для нее очень полезным. Педагог спокойно, доходчиво объясняла юной вокалистке, как улучшить пение, в каком голосовом диапазоне нужно работать.
– Мы занимались слаженно, обстановка была очень хорошая, рабочая, – рассказала девушка. – Светлана Сергеевна дала мне хороший совет: не надо быть «зажатой», а нужно расслабиться и «перенастроить» себя, свое пение.
Добавим, что Дарья родилась в Заводоуковске Тюменской области, занималась в родном городе в школе искусств. Три года назад она поступила в Центр искусств для одаренных детей Севера. Занимается у педагога Татьяны Тимашевой и хочет стать оперной певицей. Пожелаем ей в этом успехов!
Настоящие музыканты
Мастер-класс по фортепиано по очереди вели сам маэстро Юрий Розум и его коллега Даниил Контуашвили, лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных. В малом зале, где проходило занятие, было людно: там собрались студенты, учащиеся младших классов городской музыкальной школы, преподаватели.
Педагоги не делали скидку ни на неискушенность, ни на юный возраст ребят: проигрывали самые сложные, порой неисполнимые (по словам Юрия Александровича) фрагменты музыкальных произведений. Вслед за мэтрами эти же куски играли и сами ребята, причем все лучше и лучше.
Атмосфера была действительно уникальная. Юрий Розум и Даниил Контуашвили не «давили авторитетом», а наоборот, вдохновляли юных исполнителей, учили их прислушиваться к себе. Сам маэстро не стеснялся прибегнуть к помощи своего напарника, нисколько не беспокоясь, что о нем подумают, чем окончательно завоевал сердца ребят.
– Ну и написал же такое Фредерик наш Шопен, – обратился к своей ученице Юрий Александрович. – Вот здесь очень проблемное место: нельзя делать в исполнении «дырку» между «ля» и «си». Даниил Сергеевич, покажите пожалуйста, как сыграть этот фрагмент!
И мэтр уступил место своему коллеге. «Работа над проблемами» завершилась победой педагогов и их учеников.
– У каждого исполнителя свои маленькие хитрости, и полезно бывает поделиться ими друг с другом, – рассказал нашему корреспонденту после урока Юрий Александрович. – Даниил Сергеевич как раз нашел очень хороший вариант исполнения этого очень трудного места. Юноши и девушки, с которыми мы занимались, талантливые, схватывают все на лету!
По мнению Юрия Розума, ребята в Ханты-Мансийске очень яркие, способные, играют как настоящие артисты. Конечно, им еще очень многому предстоит научиться.
– Все они – настоящие музыканты, а не те «роботы», которых формально учат иные преподаватели, – говорит Юрий Розум. – Да, и такое встречается во время нашего фестиваля. Не все педагоги подходят к своей работе творчески: некоторые ребята под их руководством просто технично и методично, без «ушей» и души, исполняют произведения. Но здесь, в Центре искусств для одаренных детей Севера, такого нет. Поэтому работать очень интересно!
По словам Юрия Розума, фестиваль «Где рождается искусство» уже имеет свои устоявшиеся традиции. Но Ханты-Мансийск, как отметил мэтр, отличается сердечным, творческим отношением к этому музыкальному форуму. И запросил, в отличие от других городов, большее число мастер-классов и участников:
– Если в других городах на мастер-классе по фортепиано четыре ученика, у вас – шесть! Профессоров с ребятами работает три-четыре, у вас – пять-шесть! И самих мастер-классов больше. В частности, добавились занятия по домре (а это необычный инструмент именно для мастер-класса).
Маэстро подчеркнул, что Ханты-Мансийск – город, в который каждый раз хочется приезжать, здесь особое отношение к культуре, искусству:
– Поэтому мы решили в этом году фестиваль провести именно у вас и были поддержаны Министерством культуры и «Газпром нефтью», с которой у нас налажено успешное сотрудничество. Компания очень много делает для творческого развития детей в тех регионах, где она работает.
Добавим, что программа фестиваля была насыщенной. Помимо мастер-классов состоялась творческая встреча Юрия Розума и его коллег с деятелями культуры региона, юными артистами и их педагогами. А финальным аккордом стал концерт, на котором Юрий Розум и Даниил Контуашвили исполнили на сцене КТЦ «Югра-Классик» третий концерт Бетховена. Вместе с мэтрами в представлении принимали участие и юные таланты Центра искусств для одаренных детей Севера.
Фестиваль «Где рождается искусство» проводится Международным благотворительным фондом Юрия Розума при поддержке Министерства культуры РФ уже более 10 лет. С 2017 года фестиваль также поддерживает «Газпром нефть»: в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компания помогает организаторам фестиваля развивать отечественное художественное образование и поддерживает начинающих музыкантов в регионах своей деятельности.
«Родные города» – комплексная программа социальных инвестиций «Газпром нефти». Программа объединяет серию проектов, направленных на повышение качества жизни в регионах деятельности компании, расширение доступа их жителей к качественной городской среде, образованию, культуре и спорту. Программа интегрирована в стратегию развития компании, неотъемлемым элементом которой является системное развитие территорий ее деятельности.
Опубликованных комментариев пока нет.