Численность детей-сирот в России за пять лет снизилась почти вдвое. Такие данные были озвучены в конце июня на Всероссийском семинаре-совещании для руководителей органов опеки и попечительства. Специалисты отмечают и положительную динамику в части соотношения между числом выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, и устроенных в семьи. «СТ» поинтересовалась в Сургутском городском суде, насколько часто жители крупнейшего муниципалитета Югры обращаются к служителям Фемиды с заявлениями об усыновлении. На вопросы редакции ответил заместитель председателя суда Александр Антонов.
Александр Анатольевич, чем руководствуется суд при рассмотрении заявлений об усыновлении?
- Вопросы усыновления регулируются Семейным кодексом РФ, и в первую очередь нужно сказать, что усыновление - это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Закон ей отдает приоритет, и действует она только в отношении несовершеннолетних детей. Мы руководствуемся именно интересами ребенка. Есть определенный набор действий, который проводят органы опеки и попечительства, в том числе и с кандидатами на усыновление. А суд рассматривает весь предложенный пакет документов и делает вывод, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Это основной вопрос, на который отвечает суд в ходе заседания, где в обязательном порядке присутствуют представители органов опеки и попечительства, дающие свое заключение, и прокурор, тоже высказывающий свою точку зрения. Все лица, присутствующие на заседании, предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления.
Что еще можно сказать о порядке усыновления?
- При рассмотрении дела об усыновлении суд в обязательном порядке выясняет у заявителей, понимают ли они, что такое усыновление, осознают ли юридические последствия данного деяния, ознакомлены ли с физическим и психическим состоянием здоровья ребенка и не изменилось ли их решение со дня подачи заявления. Получив положительные ответы на данные вопросы, суд исследует материалы дела, в частности документы, подтверждающие отсутствие судимости, выясняет, не рассматривались ли дела в отношении заявителей о лишении их родительских прав или отказе в усыновлении, и так далее. То есть полностью изучает личности заявителей.
На какие категории разделяются дела об усыновлении?
- Дела об усыновлении условно можно разделить на две категории. К первой относятся случаи, когда один из супругов усыновляет ребенка второго супруга от предыдущего брака или рожденного вне брака. Вторая категория - это когда оба супруга усыновляют одного или нескольких малышей. Количество заявлений, рассматриваемых Сургутским городским судом в год, колеблется от 50 до 70. Были случаи, когда супруги усыновляли несколько детей, причем в течение нескольких лет, то есть сначала одного, потом второго, затем третьего. Есть практика, когда одинокие люди (как правило, женщины) усыновляют детей. Был случай, кстати, когда женщина удочерила трех девочек.
Усыновляют только детей, у которых нет родителей, или и тех, чьих родителей лишили родительских прав?
- Есть так называемые отказники. Это дети, от которых отказались сразу после рождения. Их мать, не сообщая сведений об отце, дает согласие на усыновление своего ребенка людьми, которых подберут для этой цели органы опеки. Процедура усыновления в любом случае практически одинаковая. Кандидаты-усыновители проходят обязательное обучение, с ними работают психологи, они проходят медицинские осмотры. Бывают случаи, когда люди желают усыновить ребенка, но у них не оказывается на это прав. Усыновителями не могут быть несовершеннолетние лица, лица, признанные судом недееспособными, ограниченно дееспособными, либо один из супругов является недееспособным. Также усыновителями не могут стать люди, ранее лишенные родительских прав в отношении своих детей. Сюда же можно отнести лиц, не имеющих дохода, - они не смогут обеспечить ребенку даже прожиточного минимума. Ну, и лиц, не имеющих постоянного места жительства.
Бывали ли случаи, когда усыновить ребенка собирались люди с, так сказать, криминальным прошлым?
- Что касается ранее судимых, или даже людей, которые просто подвергались уголовному преследованию, то они однозначно не могут быть усыновителями, если совершили какие-либо противоправные действия в отношении семьи и несовершеннолетних детей. Поэтому мы всегда смотрим, привлекался ли гражданин, собирающийся усыновить ребенка, к уголовной ответственности, насколько это может повлиять на его отношение к малышу. Но мы довольно редко отказываем в установлении усыновления. В моей практике было всего два или три таких случая. Причем в одном из них причиной отказа послужила уголовная ответственность потенциального усыновителя за совершение развратных действий в отношении несовершеннолетнего. Естественно, ему было отказано. В другом случае кандидат в усыновители привлекался к уголовной ответственности за то, что бил другого ребенка. В остальном заявления об усыновлении мы, как правило, удовлетворяем, потому что довольно неплохо работает управление опеки и попечительства, и материалы в суд они предоставляют уже отработанные, так что проблем в дальнейшем не возникает.
Оформить опекунство над ребенком гораздо проще, чем усыновить малыша. Здесь вмешательства суда не требуется. Вопросы решаются через управление опеки и попечительства
Судья Сургутского городского суда Александр Антонов:
«Мы довольно редко отказываем в установлении усыновления. В моей практике было всего два или три таких случая. Причем в одном из них причиной отказа послужила уголовная ответственность потенциального усыновителя за совершение развратных действий в отношении несовершеннолетнего. Естественно, ему было отказано»
48 заявлений об усыновлении рассмотрено Сургутским городским судом в 2015 году. По 47 их них принято положительное решение. За семь месяцев текущего года в суд поступило уже 28 заявлений. Во всех случаях дети обрели новых родителей
Опубликованных комментариев пока нет.