×
История
0

Тайна парохода «Иртыш»

Сегодня трудно представить, что сто лет назад в августе-сентябре 1919 года на реках Тавде, Тоболе и Иртыше происходили сражения белых и красных речных флотилий.


Секретный фарватер
21 августа 1919 года 152-я бригада Сергея Мрачковского, входившая в состав сформированной в Тюмени 51-й стрелковой дивизии Василия Блюхера, начала бои за переправы через Тобол у сел Южаково и Ярково.
Воспользовавшись ошибкой красных, открывших левый фланг своего фронта в районе города Туринска и железнодорожной станции Тавда, белые направили по реке Тавде речную флотилию. В ее состав входило 15 вооруженных пушками и пулеметами пароходов, 11 буксиров и баржи-авиаматки для гидропланов.
Целью секретной речной экспедиции была высадка десанта в глубоком тылу красных, захват железной дороги Туринск – Ирбит – Екатеринбург и окружение таким образом красных частей 29-й и 51-й стрелковых дивизий 3-й армии Восточного фронта, наступавших на ялуторовском и тобольском направлениях.
Озадаченное донесениями разведки о появлении на реке Тавде пароходов противника с артиллерией и пехотой и захвате села Тавдинского (ныне Нижняя Тавда), командование 3-й армии приказало Блюхеру: «Тавдинскому-туринскому направлению придать должное боевое значение…»
Сорвать план адмирала Колчака по окружению и разгрому красных войск удалось во многом благодаря восстанию на пароходе «Иртыш».

Речная война
Модель этого парохода хранится в фондах тюменского краеведческого музея. Военная команда на «Иртыше» состояла из двух офицеров, 20 колчаковских добровольцев и 10 мобилизованных речников.
Каким-то образом среди них оказался большевик Водопьянов. То ли бывший артиллерийский кондуктор, то ли механик-машинист, а может, «старшина по пулеметам».
Якобы во время секретного рейса в верховья Тавды у него созрел дерзкий план перебить колчаковцев, захватить судно и присоединиться к наступавшим на Тобольск частям Красной армии. Замысел Водопьянова поддержали капитан парохода Норицын, его помощник Зубарев, механик Ларькин, масленщик Виноградов и кочегар Корин.
В ночь на 23 августа 1919 года заговорщики обезоружили часовых, а колчаковских офицеров и солдат заперли в трюме. Подняв на судовой мачте «заранее изготовленный красный флаг» (по другим свидетельствам, «рубаху красного цвета»), восставшие речники направили пароход к берегу, занятому красноармейцами, которые «встретили «Иртыш» криками «ура». Через два дня на реке Тавде у деревни Плехановой пароход «под красным флагом» вступил в бой с колчаковской флотилией. «Метким огнем команда «Иртыша» повредила флагман противника – пароход «Александр Невский», а другие суда обратила в бегство». В этом бою погиб Водопьянов.
Эту фантастическую историю изложил со слов масленщика Виноградова уральский писатель-сказочник Павел Бажов в изданной в 1932 году книге «Восстание на пароходе «Иртыш».
Считалось, что погибший в бою с колчаковской флотилией на реке Тавде Водопьянов похоронен в братской могиле в селе Иевлево Ярковского района. В Тюмени его именем назвали 2-ю Овражную улицу рядом с пристанью. Через два года ее переименовали в улицу Усиевича, возглавлявшего оборону красной Тюмени в июне – июле 1918 года.
По просьбе команды «Иртыш» назвали «Водопьянов», а захваченный в бою «Александр Невский» – «Блюхер». Но уже 3 сентября 1919 года приказом N 20 по 51-й стрелковой дивизии эти суда получили другие названия – «Спартак» и «Карл Маркс». Для усиления красной речной флотилии водники Тюмени отремонтировали пароход «Стефан», «корпус которого полтора десятка лет лежал на берегу Туры». Его спустили на воду с названием «ОСОВЭК – Мрачковский» (Отряд северной особой военной экспедиции Мрачковского – А.П.).
Григория Виноградова, чьи воспоминания о восстании на пароходе «Иртыш» редактировал автор «Малахитовой шкатулки» Бажов, репрессировали в 1937 году. Книгу запретили и переиздали только через двадцать лет. Поэтому оставалось непонятным, кто же такой Водопьянов.

Под чужим именем
Ранее недоступные по идеологическим и режимным требованиям документы свидетельствуют: художественно героизированные писателем Бажовым августовские события столетней давности на реке Тавде развивались по другому сценарию – чекистскому.
При абсолютном господстве колчаковцев на Обь-Иртышском речном театре военных действий у наступавших на Тобольск красных войск оставался единственный выход: хитростью и обманом захватить плавсредства противника с последующим созданием собственной речной флотилии.
Сиббюро РКП(б) и Особый отдел ВЧК 3-й армии внедрили в команду колесного парохода «Иртыш» под видом мобилизованного моряка Водопьянова 19-летнего выпускника Рыбинского речного училища Константина Вронского.
Первоначально планировалось, что Вронский-Водопьянов выведет из строя двигатель парохода или подорвет его артиллерийский боезапас. Такая диверсия готовилась еще на Каме по уничтожению английской канонерки «Кент». Но там заговор был раскрыт колчаковской контрразведкой, и сотрудничавшего с большевиками судового механика расстреляли.
Почему не прогремел взрыв на «Иртыше»? Потому что красный диверсант Вронский-Водопьянов во время стоянки парохода в Тобольске влюбился в Нину Савиных, дочь лоцмана на «Иртыше», и не захотел рисковать жизнью будущего тестя.
Тобольский судоводитель Григорий Савиных был знаменит на весь Обь-Иртышский речной бассейн. Мудрый, трудолюбивый, состоятельный, многодетный, непьющий, некурящий и весьма набожный. Среди иртышских речников имел шутливое прозвище «Лампада». В его каюте висели иконы, горели лампады. Перед навигацией и после ее завершения он устраивал на судне торжественный молебен. Непросто было добиться расположения внешне сурового лоцмана. Но речнику-чекисту Вронскому-Водопьянову удалось: Савиных помог ему угнать «Иртыш» в расположение красных войск, а его красивая и умная дочь стала женой героя.
Не ночное нападение не часовых, не арест офицеров, не захват парохода – все это мифологизировано позднее по заказу Уральского областного комитета ВКП(б). Действовали проще, но тоже с риском для жизни. Механик Ларькин спустился на лодке по течению от нижней пристани Каратунки (у ж.-д. станции Тавда – А.П.) до села Тавдинского, занятого к тому времени 455-м полком 2-й бригады 51-й стрелковой дивизии, и предупредил красноармейцев о появлении в их расположении вражеского парохода. Когда предупрежденные о заговоре красноармейцы перебрались в предрассветном тумане на борт судна, Вронский-Водопьянов, не раскрывая перед речниками своего настоящего имени, взял на себя командование пароходом.
В другом речном сражении между красной и белой флотилиями 14 сентября 1919 года на Иртыше, в 20 верстах к северу от Увата, он уже не участвовал (по чекистской легенде, считался погибшим в бою с пароходом «Александр Невский» на реке Тавде – А.П.).
А на Иртыше победу одержали колчаковские пароходы «Алтай» и «Мария». Переименованные в «Спартак» и «Карл Маркс» красные суда затонули. При поддержке гидропланов белые 27 сентября 1919 года отбили захваченный красными Тобольск.
Позднее (ноябрь 1959 года) бывший механик парохода «Иртыш» – «Водопьянов» – «Спартак» Ларькин вспоминал: «…Бомба за бомбой повалились на «Спартак». За первым гидросамолетом появился второй – бомбовые атаки продолжались до наступления темноты. Одна бомба разорвалась у правого гребного колеса, другая – у левого, но на берегу. Землей завалило палубу, был ранен в руку Норицын… После этого белые высадили десант и вновь заняли Тобольск… Когда красные в октябре 1919 года вторично вытеснили колчаковцев из Тобольска, «Спартак» подняли, отбуксировали в затон, разоружили, и до конца навигации он выполнял тыловые рейсы. 13 ноября был закован льдами у пристани села Иевлево, где и зазимовал. Этим закончил свой боевой путь пароход «Иртыш» и его команда».
А чекист-речник Вронский получил новое задание: под видом окончившего с отличием в ноябре 1917 года Вторую Омскую школу прапорщиков Константина Карасева выяснить речные маршруты эвакуации кладовых Омского государственного банка. Эта легенда выдержала серьезную проверку в одной из его секретных командировок по сибирским рекам в июле 1920 года.

(Продолжение следует)

Теги статьи: #Пароход «Иртыш»

Автор текста: Александр Петрушин   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии