×
Культура
0

Театралы Ханты-Мансийска увидели самобытный спектакль «Щанри-хонра»

Читать «Новости Югры» в

Щанри-хонра — по-хантыйски стрекоза, также это слово обозначает и вертолет. Именно вертолет выступает одним из героев спектакля, показанного самодеятельным «Театром берестяных масок» из поселка Казым на сцене театра обско-угорских народов «Солнце».

Спектакль стал серебряным призером окружного фестиваля любительских театров «Театральная весна — 2021». Организатор окружного фестиваля «Театральная весна» Зинаида Моор рассказала о том, что театр из поселка Казым ежегодно участвует в фестивале, привозит интересные спектакли, но «Вертолет» — особенный.

«Член жюри фестиваля Галина Петрова из Щепкинского училища, после окончания спектакля сказала: «Спасибо за спектакль! Простоте подачи и наивности у них стоит поучиться всем режиссерам», — вспоминает Зинаида Моор отборочный тур. — Фабула спектакля такова: 1930-е годы, детей из стойбищ насильно забирают в интернаты. Родители не могут смириться с этим, они считают, что дети отрываются от корней. Отец украл дочь и не хочет отдавать ее обратно в интернат. Вертолет ассоциируется со злом, именно на нем забирают детей из дома. Отец делает все, чтобы вертолет не смог приземлиться».

Декорации спектакля в стиле минимализма. Только черный круглый пол, темнота, свет и палки на лесках. Палки — это все: интернат, дерево, парты, чум, кровать, стол и даже вертолет.

Переворот в сознании вызывает уже тот факт, что девочек из интерната играют взрослые актрисы в возрасте от 45 до 65 лет, и они не изображают детей, не прикидываются детьми. Они передвигаются обычной своей походкой, не изменяют голоса, одеты в свои обычные национальные платья, сшитые собственноручно. Аутентичность песен и танцевальных движений придает этому действу феноменальную степень притяжения к происходящему на этой огромной черной сковороде с подвешенными к потолку палками.

Спектакль двуязычен. Разговаривают актрисы на русском языке, а песни поют на хантыйском.

«Весь спектакль основан на наших собственных историях. Мы все жили и учились в Казымском интернате, он и сейчас есть, — объясняет старшая из актрис Евгения Даниловна Салахова из рода Рандымовых. — Я по сценарию пою песню, так эта песня не выдуманная — ее часто пела мне моя тетя. В ней говорится: в обличие черного ворона я прилетела к вам, не прогоняйте меня, не бойтесь меня, вспоминайте меня и берегите мою малую родину Полноват».

В спектакле были показаны обычаи и обряды народа ханты, доселе мне неизвестные. Например, роды, с которыми связан один тайный обряд, совершаемый посвященной женщиной и родственницами роженицы.

«При родах происходит реинкарнация. В младенца поселяется душа какого-то умершего родственника, и женщины «гадают» кто же поселился в маленького человека. Я здесь рассказываю историю рождения моего младшего сына. У мужчины пять душ, и он может после смерти поселится в пять человек, у женщины — четыре, и она может реинкарнироваться четыре раза», — объяснила после спектакля руководитель театральной труппы, актриса Марина Кабакова.

Стоит отметить, что после спектакля зрители не спешили покидать зал, а наоборот стремились вместе осознать увиденное. Поэтому актрисы дали импровизированную пресс-конференцию, которая закончилась селфи-сессией.

Ранее мы рассказывали о премьере спектакля «Поединок».


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии