91.7507   $ 76.0155





×
Общество
0

Тема урока: "Чудеса"

Самым зрелищным испытанием городского конкурса "Педагог года" по праву считаются мастер-классы.


«Чудеса происходят всегда, они повсюду вокруг нас, нужно только уметь смотреть» - такую тему мастер-классов учителя-финалисты очного этапа городского конкурса «Педагог года» получили от организаторов вечером. К утру им нужно было приготовить урок-импровизацию - настолько продуманный и убедительный, чтобы он в самом деле стал уроком, новым знанием, трансляцией опыта для коллег. 

Ведь мастер-класс - это не просто шедевр педагогического искусства, изготовленный за ночь, не просто урок-спектакль, вынесенный, как всегда, на сцену зала гимназии №1. Это конкурсное задание, как подсказали мне специалисты из нижневартовского центра развития образования, позволяет  передать продуктивные способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

Безусловно, такой урок за столь короткое время собрать невозможно, поэтому мастер-класс всегда демонстрирует творческую, интеллектуальную работу команды образовательного учреждения. И все-таки в итоге решающую роль в битве методик, технологий, приемов, как всегда, играет личность учителя.

Возможность понять друг друга

Учитель английского языка МБОУ СШ №43 Ирина Майер, выйдя на суд жюри, не стала рассаживать учеников за партами, посчитав своим импровизированным классом всю аудиторию в зрительном зале, а высказывание про чудеса тут же превратила в ряд проблемных вопросов: Чудеса происходят всегда? Они повсюду вокруг нас? Нужно только уметь смотреть? Попытавшись найти ответы на вопросы, Ирины Майер заставила зал к концу своего импровизированного мастер-класса говорить на английском. Для начала она обратилась к аудитории самым распространенным  в мире вопросом на английском: «Ду ю  спик инглиш?» Те педагоги, кто ответил на этот вопрос отрицательно, и стали «учениками» Ирины Владимировны. Именно их она попыталась разубедить в том, что на английском они не говорят. Для начала все без труда прочли на экране английские названия популярных ныне фаст-фудов, известных дизайнерских марок. «Вы читаете слова на языке, который никогда не изучали, разве это не чудо?» - восхищалась Ирина Владимировна «учениками» и ставила перед ними новую проблему - просила рассмотреть логическую задачу. Сначала я с интересом наблюдала, как аккуратно учитель ведет за собой мысль аудитории, практически ничего не транслируя, и вдруг не заметила, как перестала быть сторонним наблюдателем и оказалась внутри процесса - думающим, азартно ищущим ответ участником. Для того чтобы оформить рассуждение в виде математического примера, пользуясь образцом, аудитории пришлось познакомиться с английскими названиями частей тела, что сделало урок «метапредметным» - именно этого требуют образовательные стандарты. В конце урока аудитория пришла к выводу, что именно с ладонью ассоциируется такое понятие, как семья, «ученики» успели даже разучить незатейливую песню о семье, заодно получив посыл: семья - главная в жизни ценность.

В конце урока Ирины Майер вопрос: «Чудеса происходят всегда, они повсюду вокруг нас - нужно только уметь смотреть?» снова превратился в утверждение. Радость познания и возможность понимать друг друга  - это и есть чудо.

Открытие нового мира

«Чудо - это открытие», - заявила другая участница, представлявшая школу №19, и не удивительно, ведь Ольга Ткаченко - учитель географии. Она показала коллегам чудеса света - не те растиражированные семь чудес, к которым мы привыкли, а новые, о которых мало кто знает. Например, гейзер Флай. Все решили, что это природное явление, и ошиблись! Невероятно красивый гейзер образовался от того, что когда-то в пустыне пробурили нефтяную скважину. Нефть так и не обнаружили, зато теперь к необыкновенному месту со всего мира текут потоки туристов.

Коллеги в зале с удовольствием играли с Ольгой Ткаченко в географическое домино, изучали гербы муниципалитетов Югры, пытаясь понять, как на  символику гербов влияет наша жизнедеятельность. Ольга Ткаченко познакомила коллег с примерами игровых технологий, благодаря которым ее ученики влюбляются в географию и изучают ее так эффективно, как только и возможно изучать увлекательнейший предмет.

Увиденная музыка

Учитель музыки нижневартовской общеобразовательной школы №3 Надежда Повстяная начала мастер-класс, показав жюри и аудитории два контрастных ролика. В первом оглушали звуки шумного города, в другом - тоже были шумы, но иные - шум леса с какофонией птичьих голосов, шум водопада. Отчего же первый шумовой фон так напрягал, другой - успокаивал?  Почему мы так остро реагируем на звуки? «Потому что любой звук встраивается в нашу клетку, он меняет ее!» - утверждает Надежда Повстяная. Она показала интересные снимки молекулы воды - она была разной в зависимости от того, какие звуки влияли на воду. «Эта вода слушала Моцарта, эта - православную молитву, эта - тяжелый рок». Одна и та же вода от соприкосновения со звуками выглядела совершенно по-разному - угловатой, похожей на монстра конструкцией, разбитой на части, распадающейся неровной фигурой, прекрасной, похожей на цветок, в котором каждая черточка гармонична. «А ведь все мы состоим из воды!» - напомнила учитель. «Это чудо какое-то просто!» - думали мы, сами не замечая, что решаем проблематику урока: да, чудо повсюду, в самых простых вещах, стоит только посмотреть как следует.

То, что создашь

Учитель начальных классов нижневартовской общеобразовательной школы №29 Татьяна Серегина перед тем, как явиться на мастер-класс, провела небольшое исследование. «Чудо все дети связывают только с Новым годом», - огласила она его результат. Однако, решила учитель, чудеса могут происходить каждый день, нужно только захотеть и засучить рукава, ведь чудеса, как утверждал Александр Грин, делаются человеческими руками из самых простых вещей… Татьяне Николаевне потребовалось для этого всего лишь набор ватных палочек, пенопластовые шарики, пачка салфеток и кусок старых обоев. К концу урока благодаря учителю, которая грамотно направляла «учеников», все это превратилось в сказку - необыкновенные объемные снежинки парили над вечерним городом, изображенным на полосе обоев, в окошки домов заглядывали чудесные ангелы, легко и изящно сотворенные из ажурных салфеток, которые продаются в любом хозяйственном магазине. Когда рождественское сказочное панно было продемонстрировано жюри, зал дружно восхищенно ахнул. Думаю, этот восхищенный, совершенно детский вздох - лучший ответ на вопрос, существует ли чудо, лучший итог мастер-класса.

- Когда в вашей жизни не хватает чуда, просто сделайте его из чего-нибудь вместе с вашими детьми, - резюмировала Татьяна Серегина. - Пусть это будет просто добрый поступок, неожиданный подарок кому-то. На чудеса стоит тратить время!

PS: просто уникальный шанс

В этот день в зале гимназии №1 на конкурсе «Педагог года» звучало множество определений чуда: «Это новое ощущение! Это то, чего не может быть. Это когда мороз минус сорок, и в школу идти не надо. Когда настроился на худшее, а произошло лучшее…» На самом же деле тема мастер-классов, на мой взгляд, оказалась невероятно актуальной, потому что каждый учитель каждый день имеет дело с чудесами, он должен разбираться в них как никто, если брать в расчет то, что ребенок - сам по себе - самое большое чудо на свете.

Мне показалось, что организаторы конкурса, которыми, как всегда, являются департамент образования и центр развития образования, четко проследили эту идею во всех конкурсных заданиях, выбрав для заключительной дискуссии мультфильм «Переменная облачность». На легких светлых облаках появляются на свет дети-ангелы, милые, тихие, послушные. Их с удовольствием забирают аисты, переправляя на землю. Одному же аисту не повезло - он забирает с темного облака настоящих монстров, от которых у него то колючки по всему телу торчат, то, наоборот, перья  - в разные стороны. Но аист не отказывается от беспокойных детей, которых ему предстоит нести в мир. Он одевается в защитное обмундирование наподобие хоккейного и с улыбкой раскрывает свои объятия очередному неудобному ребенку, должно быть, думая: «Ну и чудо снова мне досталось!» Этот аист, без сомнения, настоящий педагог и для неудобного ребенка является шансом, а иначе говоря…
чудом!

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии