×
В Югре
0

Тернистый путь к знаниям

В Сургуте запустят четыре школьных автобуса для детей из дачных кооперативов


В 2020 году на решение этого вопроса будет выделено более 65 млн рублей. На большую часть этих денег в пригороде уже модернизировали дорожную инфраструктуру. Новые маршруты запустят к 1 октября. Однако направляться они будут только в ближайшую школу №22. Жители дач при этом просят большего, многие дети учатся в центральных районах города.

Методом проб
Вопрос транспортного комфорта для жителей дачных кооперативов в последние годы приобретает все большую остроту. После того, как в 2008 году Конституционный суд РФ разрешил дачную прописку, таким образом «решив» для многих граждан жилищный вопрос, из садового оазиса дачные кооперативы превратились в настоящие населенные пункты. Быстрее всего подтянулся торговый бизнес, наводнив вновь образованные поселки продуктовыми супермаркетами. А вот с прочими удобствами дело оказалось туго. Для администраций муниципалитетов зеленый свет на подобную прописку обернулся настоящей головной болью. Горожане, расселившиеся по дачам, требуют обеспечить себя детскими садами, школами, поликлиниками и, конечно, автобусными маршрутами. Не стал исключением и Сургут. Молодые семьи активно расселяются по дачам, заводят детей и определяют их затем в школы. При этом путь в образовательные учреждения для них нельзя назвать безопасным. Дети идут по бездорожью, мимо безлюдных пустырей, встречаются на дороге со стаями бездомных собак и в итоге ловят попутную машину, не зная, кто там окажется за рулем.
Весь прошлый год власти – администрация и депутаты – активно обсуждали проблему. Было непросто решить, каким путем организовать перевозку школьников: запустить для них рейсовый автобус с платным проездом или же выделить отдельные детские автобусы. Активисты кооперативов поддержали первый вариант, потому что детей зачастую сопровождают родители или старшие родственники. В итоге в декабре прошлого года из города на дачи стали ездить автобусы 112к и 118к. Транспортный эксперимент длился до начала пандемии и не принес значительных бонусов для школьников. Автобусы курсировали полупустыми.
– Расписание было неудобным для школьников. Наши дети или не успевали к первому уроку первой смены, или опаздывали на автобус после последнего урока второй смены. Автобусы появились, а проблема осталась. Пока мои дочери из школы до дома дойдут вечером по темноте, всех богов вспомню. Если я не на работе, то бегу их встречать, – рассказала жительница кооператива «Ветеран» Елена Ситкова активистам Общероссийского народного фронта в Югре.
2 сентября на заседании думы Сургута депутаты одобрили очередные изменения в бюджете для решения вопроса по школьному трансферу из дач. Параллельно с двумя регулярными маршрутами власти запустят четыре школьных автобуса до школы №22, расположенной рядом с поселком Дорожный. Детей будут забирать из максимального числа кооперативов: ПСК-26 «Виктория», ДНТ «Алтай», ТСН №20 «Магистраль», СПК «Авиатор-34» и других. Автобусы начнут ездить с 1 октября. На их работу из городского бюджета до конца года будет направлено 5,3 млн рублей.
– Планировалось еще организовать маршруты из кооперативов «Искра», «Хвойный», «Север» и «Север 1», это в районе ГРЭС, в школу №4, но они отменились из-за того, что погодные условия там не отвечают нормам работы школьных автобусов. Речь идет о туманах, возникающих в том районе, особенно в зимнее время, – добавляет депутат думы Сургута Дмитрий Пахотин, в чей избирательный округ входит большое количество дачных кооперативов.
 
Такие же горожане, как и все
Но даже сейчас, когда сделан достаточно внушительный по финансовым затратам шаг для решения транспортной проблемы школьников, очевидно, что значительное число запросов граждан все же не будет удовлетворено. Далеко не все дети из кооперативов являются учениками школы №22. Многие из них учатся непосредственно в городских микрорайонах, зачастую – в центральных. И они также требуют организации для них трансфера, пусть и не бесплатного.
– Мы имеем законные права на свои требования: после того как государство разрешило регистрацию на дачах, мы – такие же сургутяне, как и другие жители города. А это значит, что ответственность за благоустройство территории, включая создание дорог, освещение, теплоснабжение и прочее – забота уже не только наша, но и местных властей, – озвучивает мнение многих дачников житель кооператива «Ветеран» Александр Теряев.
И вот здесь уже поднимается гораздо более глобальный вопрос, в котором у местных властей нет единого мнения. С точки зрения жителей кооперативов, притязания звучат вполне логично: прописка разрешена, а значит, и условия соответствующие должны быть. При этом, если раскладывать проблему по полочкам, не все выглядит так однозначно.
– Конечно, у жителей кооперативов востребованы и поездки до других образовательных учреждений, но администрация муниципалитета – это не служба такси. Это право, а не обязанность властей организовывать подобные перевозки. И в любом случае автобусы будут возить детей до ближайшего учебного заведения, – отвечает жителям кооперативов депутат Дмитрий Пахотин. – Если ближайшее образовательное учреждение по каким-то причинам не устраивает родителей, то тогда вопросы транспортировки ребенка лежат на их плечах.
 
И нам, пожалуйста, желтых автобусов
Народный избранник уверен, что при переезде в пригород родители должны полностью брать на себя ответственность за доставку детей к школе. Ведь если смотреть на проблему шире, то, руководствуясь принципами социальной справедливости, для всех остальных школьников города нужно также организовать специальные маршруты. И это утверждение, кстати, не далеко от истины. После публикации новости о школьных автобусах для дачников в аккаунте главы города в инстаграме от сургутян посыпались вопросы о том, почему бы их детей также не обеспечить отдельными автобусами.
«Это нужно сделать на большинстве маршрутов города, а не только из кооперативов! Дайте задание провести аналитику по учащимся и их месту жительства, выберите школы с большим процентом приезжающих учеников и запустите школьные автобусы на эти маршруты!» – заявил в своем комментарии сургутянин Роман Калинин.
«Согласна с вами, – отвечает на Роману Наталья Кренц. – Мы живем на Крылова, а ходим в 12-ю школу на Кукуевицкого. 45-й автобус постоянно полный, давка».
– Всех детей, которые живут в городской зоне, муниципалитет обеспечивает местами в школах шаговой доступности. Да, они переполнены, они могут быть разного качества образования, но при этом почти во всех микрорайонах города есть сразу несколько школ шаговой доступности.  Понимаю, почему родители не отправляют детей в ближайшие школы. Они стремятся к лучшему, на их взгляд, качеству образования. Мой ребенок также ездит в школу на маршрутке, потому что меня не устраивает ближайшая школа. Но ведь этой мой выбор и моя ответственность. Почему при этом трансфер детей должен осуществляться за деньги всех остальных налогоплательщиков? Если при движении школьников из СОТ их жизни угрожает реальная опасность, то в городской черте риски минимизированы.
Если возвращаться к проблеме дачных кооперативов, где вопрос, очевидно, стоит острее, то здесь будет еще немало обсуждений. Вероятно, рост населения окраин будет продолжаться и дальше, ведь такое жилье доступнее и во многих смыслах комфортнее в долгосрочной перспективе. И новые горожане будут только увеличивать свои запросы.
– Сегодня все больше людей выбирают проживание в дачных кооперативах, потому что с точки зрения финансовой нагрузки это дешевле. И я считаю, что городские власти пока проявляют к этому вопросу недостаточно внимания. То, что депутаты поддержали эту инициативу и сейчас выделены дополнительные деньги для безопасной перевозки детей, – это большой плюс, – считает депутат думы Сургута Дмитрий Нечепуренко. – Я думаю, что нам обязательно нужно стремиться к идеальному варианту, о котором сегодня говорят горожане, – организации специализированных автобусов для всех школьников. Это должны быть исключительно школьные автобусы, которые будут курсировать по нескольким образовательным организациями и подстраиваться под их расписание. Однако мы должны понимать, что вместе с увеличением безопасности для детей, это ведет и к значительным бюджетным затратам. К тому же у нас есть большое количество запросов, связанных с комфортом дорог, дворов, общественных пространств. И закрыть в одночасье все 

Автор текста: Наталья Антонова   Автор фото: pinterest.com

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии