58.0613   $ 59.4043




######### Var ##########
Array ( [21525] => Array ( [UF_NAME] => Многовековая Югра [UF_XML_ID] => 21525 [UF_SORT] => 10 ) [koronavirus_v_yugre] => Array ( [UF_NAME] => Коронавирус в Югре [UF_XML_ID] => koronavirus_v_yugre [UF_SORT] => 20 ) [druzya] => Array ( [UF_NAME] => Друзья [UF_XML_ID] => druzya [UF_SORT] => 30 ) )
×
Культура
0

Тимофей Молданов: «Сам Бог велел заниматься историей, этнографией и фольклором»

Читать «Новости Югры» в

К Международному дню коренных народов мира рассказываем о том, как ученик пастуха из Юильска стал кандидатом исторических наук. В этом году юбилей отметил этнограф, поэт, мастер фольклора народов Севера, хранитель традиций обских угров, кандидат наук, руководитель окружной школы медвежьих игрищ Тимофей Молданов.

О детстве
Сколько себя помню, как только стал ходить, постоянно был с бабушкой. Вместе с ней собирали морошку, клюкву, бруснику, чернику. Моя обязанность была заготавливать в лесу метки и расставлять их. Уж и не помню, когда научился пользоваться топориком. Лет с пяти он постоянно был при мне. Мог сосёнку срубить, почистить, нарубить кольев. Это было в деревне Юильск Березовского района в конце 50-х – начале 60-х.

Тогда там была вечная мерзлота, и собранные ягоды мы домой не носили. Берестяные кузова, наполненные доверху, зарывали в землю, там они и хранилась всю зиму, а по меткам, которые я ставил, находили легко эти места зимой. Таких «кладовых» в тундре у бабушки было очень много.

Ходили с ней и на рыбалку. Она рассказывала, где живет рыба зимой, чем питается, как определить места, где она водится.

О фольклоре
Бабушка и дед много знали и песен, и сказок. Я все запоминал, детская память очень цепкая. Бабушка была ненкой по национальности, дочерью последнего князя. Дедушка – ханты, поэтому я с детства говорил на двух языках.

Многое перенял от своих предков, до сих пор пою их песни: эта песня мамы, эта отца, эту пел дед, а эту бабушка. Так принято было в семьях – у каждого рода свои песни. Да и сейчас эта традиция сохранилась.

Ханты и ненцы во многом схожи, несмотря на то что у них различные языки. В одном из своих этнографических исследований я писал, что юильскую группу в верховьях реки Казым, где проживают ханты и ненцы, нужно рассматривать как единую, потому что мировоззрение у них практически одинаковое.

Об образовании
Пошел в первый класс в Нумто – закрыли школу, в Юильске учился до четвертого – снова закрыли, как малокомплектную. Поэтому заканчивал школу в Казыме.

Первая запись в трудовой книжке – «ученик пастуха оленей», это было в 1974 году, сразу после школы. Потом работал оленеводом. После смерти бабушки уехал в Тюмень, отучился в ГПТУ, получил специальность электромонтера. Отслужил в рядах Советской армии. После долгое время записывал сказки, обрядовые песни сородичей на магнитофон. Сейчас как раз занят тем, что расшифровываю записи 70-х годов.

О жизненном выборе
Его определил случай. Я тогда жил в Ярковском районе. Помню, погода была дождливая и хмурая, а в местной библиотеке появились новые издания. Я – туда. Внимание привлекла книга «Путешествие в Югру» доктора исторических наук Зои Петровны Соколовой. Прочитал и задумался – русская женщина, у которой нет ни проводника, ни переводчика, ездит по отдаленным территориям, изучает и описывает мой родной край. А я и проводник, и знаток двух национальных языков – сам Бог велел заниматься историей, этнографией и фольклором! Сдал на отлично все экзамены и поступил на исторический факультет Тобольского пединститута. Позже перевелся в Институт имени Герцена в Санкт-Петербурге. Появились научные монографии. Первая называлась «Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов». Сразу после получения диплома защитил кандидатскую диссертацию. Сегодня в моем указателе более 200 исследовательских работ.

игры.jpg

О школе медвежьих игрищ
Идею создания школы в 80-е, 90-е годы никто не воспринимал, нужно было на всех уровнях доказывать, насколько это необходимо. В советские времена такая тема вообще была под запретом. Когда Юван Шесталов в одном из интервью для «Тюменской правды» сказал, что окружные центры культуры должны активно популяризировать медвежьи игрища, так как это высочайшая культура, он получил строгий выговор от обкома партии, и редактору газеты тоже досталось.

Хотя обряд «медвежьи игрища» действительно высочайшая культура, поэтому перед нами стоят непростые задачи. В первую очередь, сохранение этого обряда и проведение его в естественной среде. Во-вторых, погружение в языковую культурную среду через изучение песен, танцев, сценок. Ну и в-третьих, это координация работы центров, объединений Югры по изучению обрядовой культуры.

Впервые я начал заниматься с детьми разучиванием репертуара медвежьих игрищ в 90-е годы, в этнических стойбищах. В разные годы участвовал или фиксировал ход медвежьих игрищ в Юильске, Полновате, Кышике, Юганске, на Сюньюгане Белоярского района, четыре раза в Казыме, в стойбищах у Алексея Молданова, Геннадия Лозямова, в деревне Мулигорт Октябрьского района, в Ханты-Мансийске. Были и международные выступления. В 1996 году мы представляли программы «Медвежьи игрища казымских хантов» в Хельсинки, в конце 90-х выступали в Японии – в Саппоро и Токио.

О преемниках
Еще в 1844 году венгерский ученый-путешественник Антал Регули писал, что настали времена, когда поют последние два ханта, и совсем скоро исчезнут исполнители обрядовых песен. Но прошло почти 180 лет, а последние два ханта все еще поют. Еще через 180 лет приедут ученые и снова будут отмечать, что поют последние два ханта. Я скажу так: «Пели, поют и будут петь!»

Ребята, которые обучаются в нашей школе, уже выступали в 2018 году на медвежьих игрищах в Ханты-Мансийске. Когда следующее выступление? Сложно сказать, пока нет финансирования. Участвуем с проектами в грантовых конкурсах, но пока не выигрывали. Думается, что сегодня эта тема, к сожалению, не в тренде, не для широкого круга.

Сегодня в Казыме по моим книгам активно занимается медвежьими игрищами Яков Тарлин. Он и его единомышленники – это другое поколение, но ведь они те же потомки: душа та же, хотя ценности немного менялись. Одно время все хотели стать богатыми. Сегодня наступило время возврата к духовным ценностям, духовному богатству. Но, чтобы что-то передать другим, нужно работать над самим собой. Много работать. Это тяжелый труд.

Для Тимофея Молданова отдых – это работа, а работа – отдых. Что может быть лучше? В этом и заключается смысл бытия, смысл счастья.

Важно!
Если кто-то из читателей проявит интерес к тому, чем занимается Тимофей Молданов, – на сайте Окружного дома творчества есть расписание школы медвежьих игрищ.
– Кроме того, по субботам провожу углубленное изучение хантыйского языка. Занятия посещают, в основном, женщины, уже хорошо знающие язык. Меня можно найти во «ВКонтакте», где веду сообщество «Пупи хот» («Медвежьи игрища»), в котором рассказываю об обрядах обских угров. Здесь можно увидеть сакральные сценки, услышать в записи обрядовые песни и рассмотреть старые архивные фото, чтобы почувствовать дух того времени, – пояснил этнограф.
Экспресс-опрос
– Если бы сегодня вы писали книгу о своей жизни, как бы ее назвали?
– «Потомок песенных людей, потомок сказочных людей». Я потомок тех, о ком сегодня уже только в песнях поют и только в сказках рассказывают.
– Назовите главную жизненную мудрость.
– Здравствуйте! Вся мудрость жизни – в одном слове. Что может быть важнее здоровья?
– Ваше жизненное кредо.
– «Сегодня не успел жертву принять – завтра с утра принимай!» Так у нас говорят. Если на русский язык перевести, то это означает: «Сегодня не успел сделать дело, завтра обязательно сделай с утра, иначе никогда не сделаешь!»
– Любимое блюдо и рецепт для читателей.
– Суп из оленины. Часто его готовлю, так как хорошая оленина сейчас всегда продается в городе. Мясо варю по-ненецки – немного с кровью. Солю, перчу, иногда добавляю картошку – одну-две, не более, крошу лук, в конце – немного муки. И обязательно «речниковский» хлеб, изготовленный по старинному рецепту. Хантымансийцы знают, о каком хлебе я говорю!
– Какая награда вам дороже всего?
– Раньше было приятно награды получать, а сейчас я равнодушен, наверное, такое бывает. Теперь я ценю другое. Сын начал свободно говорить на языке моих предков и работает журналистом в национальной газете «Ханты ясанг» – вот это для меня и есть самая дорогая награда.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться