×
Общество
0

Традиции – в тренды

Создавать современный дизайн и соединять его с традиционным искусством сложно, но можно. Двое молодых ребят из Ханты-Мансийска – Жамиль Айзатуллин и Артур Юнусов, дизайнеры, основатели «Морошка-дизайн», – как раз работают по такому принципу. Их продукция впитала в себя разнообразные элементы культуры народов Сибири. О том, как югорские дизайнеры адаптируют народное искусство для современной подачи, они рассказали в интервью нашему корреспонденту.



Зарождение истории
– Как появился этот проект?
– Еще в 2016 году перед нами встал вопрос: как помочь нашим сверстникам, ребятам 20–35 лет, больше узнать о своих корнях, культуре, искусстве и традициях предков? Многие совершенно этим не интересуются. Выставки в музеях и мастер-классы – это все-таки занятия не для всех. Но хотелось по чуть-чуть объяснять современной молодежи «кто они, откуда».
Решили выбрать для нашего проекта два основных направления: вышивка обских угров и урало-сибирская роспись. Мы оба работаем в ханты-мансийском Центре народных художественных промыслов и ремесел. Это пространство, в котором не одно десятилетие мастера трудятся над созданием костюмов, предметов. Они наши вдохновители и основной источник информации.
Получается, что большой багаж собранных ими данных мы адаптируем и переводим на «современный язык». В основном это полиграфическая продукция – блокноты, ежедневники, открытки, закладки, а также у нас есть футболки, кошельки.
– Если для вас активный заработок – не приоритетная задача, то какого отклика вы ждете от клиентов?
– Нам важно, чтобы человек не просто приобрел товар, а ушел от нас с каким-то знанием, новым интересом. У нас был случай на мастер-классе, когда мы выставили продукцию «Морошки» на стенде, и начали подходить посетители. Одна девочка явно заинтересовалась нашим ежедневником, но не решалась его брать. Мы ей объяснили значение и смысл всех элементов, которые в нем есть. Юная югорчанка ушла от нас с таким восторгом на лице, а ежедневник прижимала к себе как нечто сокровенное. Такая реакция людей для нас бесценна.



Бытуют мнения
– Настанет ли, на ваш взгляд, время, когда традиционные элементы, узоры станут восприниматься как новая норма?
– Рано или поздно это придет, когда люди снова начнут улавливать и понимать их смысл. Постепенно возвращается тенденция к изучению своих корней. Правда, пока это проходит не на глобальном уровне. Если, например, средства массовой информации начнут больше говорить об этом, то заинтересованность будет расти сильнее. Можно ведь рассказывать об этом без скучной теории. Возможно, проснется и интерес к выставкам, прикладным занятиям с мастерами.
– Сейчас в тренде поиск смыслов и их вложение в предметы искусства. И когда речь идет о традиции, там множество идей, накопленных веками. Как удается правильно передать их в современных изделиях, товарах?
– Мы основываемся на традиции, но не полностью ее переносим. Например, в вышивке есть орнаменты, которые нельзя печатать: это табу, нечто сакральное. Такое мы не затрагиваем, чтобы не нарушать смысл, вложенный в эти изображения. Мы не совмещаем орнаменты, которые относятся к разным «мирам». Стараемся брать более простые элементы, подавать с максимальным разнообразием. Еще важна работа с цветом. Например, у нас есть изображения, взятые с прялок. На них использовали определенные краски, при переносе в «цифру» может измениться их яркость, оттенок, тон. Кардинальных изменений, которые полностью бы поменяли смысл и логику, мы делать никогда не будем.
– Нет идеального рецепта качественной работы, но, может, есть аспекты, без которых точно нельзя добиться «успеха»?
– Баланс цвета, формы, расположение деталей. Одно будет зависеть от другого, нужно контролировать «взаимную работу» этих элементов, эстетика рождается в их гармонии. В нашем случае важно понимать, как наносился узор на материал традиционно, – это позволяет точно перенести изображение. Даже мелкие детали обязательно прорабатываем, например нитки. В конечном итоге многое зависит от восприятия человека и харизмы создателя, который преподносит свой продукт.



Стабильность или хайп
– Что для вас значит современный, актуальный дизайн, который потребителю захочется приобрести?
– Тот, который основан на традиции. Это та основа, которая дает возможность выстраивать мировоззрение и мировосприятие человека. У всего есть корни, которые уходят глубоко в прошлое. И пустые, сиюминутные проекты изживают себя и быстро исчезают. У нас скептическое отношение к трендам, они ведь постоянно меняются. Можно «хайпануть» на металликах или черно-белых рисунках, которые будут популярны в дизайне, но это временно.
Традиция – это выдержанный стиль, который собирался веками. Да, сами элементы народного искусства могут в какой-то момент стать трендом. Сейчас, например, лоскут можно встретить везде, особенно на одежде. Но он же никуда и не пропадал, просто сейчас вырос интерес.
– Если ты используешь в своем продукте традиционные элементы и мотивы, это залог безопасности, устойчивости, когда знаешь, что покупатель у тебя будет и завтра?
– Отчасти это залог стабильности. Тренды не вечны, они могут меняться и преобразовываться. Но даже в таком случае не начнут все делать свои проекты с уклоном в традицию. Большинство не видят этой эстетики. Мы сами наслаждаемся теми же вышивками в урало-сибирской росписи, видим их особенный шарм. И наша главная задача – познакомить с эстетикой, которую мы знаем, а это очень длительный и сложный процесс.
– Каким вы видите будущее своего проекта?
– Сейчас у нас два основных направления: вышивка обских угров и урало-сибирская роспись. Это огромные темы, мы не хотим распыляться и пока работаем только над ними. Но в дальнейшем планируем затрагивать и другие. Насчет новой продукции пока секрет, но обещаем: будет здорово.


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии