Связующая нить
В этом году лучшие педагоги округа состязались в Сургутском районе, именно отсюда был победитель прошлого конкурса профмастерства. Для участников создали комфортные условия – они работали на восьми площадках на базе школ Барсово, Белого Яра и Солнечного. Впервые свои симпатии выразили мамы и папы школьников.
– Нечасто родитель хочет вернуться назад в школу. Но после таких уроков захотелось снова открыть Булгакова и учиться в классе, где преподает такой талантливый учитель, – отзывались родители об уроках Татьяны Лотаревой.
Победитель 2022 года учит русскому языку и литературе в школе № 4 Белоярского, а также работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
На конкурсе Татьяна Григорьевна провела урок для 9-го класса по произведению Михаила Булгакова «Собачье сердце».
В начале занятия ребятам предстояло догадаться, о каком произведении пойдет речь, по изображениям генной цепочки, робота, сердца и символики Советского Союза. Версий было много, в том числе «Восстание машин», но все же дети догадались, что это за повесть.
Необычный подход помог раскрепостить школьников.
– Детям непросто на таких уроках – незнакомый учитель, на последних партах жюри около 10 человек. А тут речь пошла про роботов – у ребят глаза загорелись. Установился контакт, завязался разговор, и мы начали работать, – рассказала Татьяна Лотарева.
Легко и увлекательно
Педагог считает, что путь от простого к сложному помогает ребятам усваивать знания. Например, Татьяна Григорьевна на своих уроках использует прием работы с фейковой информацией – когда ребятам предлагаются верные и неверные утверждения, и учащиеся должны поразмышлять и выбрать правильное.
На внеурочном мероприятии учитель задала классу вопрос: что может быть общего между Пушкиным и роботом? Ребята называли свои варианты, разговор пошел о гаджетах, о роботе «Пушкин», и учитель вывел школьников на дискуссию о роботе-учителе – возможно ли это?
Еще один интересный прием, которым Татьяна Лотарева поделилась с коллегами на этапе мастер-класса, – прием маркировки текста. Его разобрали на примере текста Тимати из рекламы лекарства.
– Школьник, у которого по 6–7 уроков, изо дня в день выполняя однотипные задания, уже не хочет или не может воспринимать нужную нам учебную информацию. Не каждому под силу понять скрытый подтекст и особенности поэтического языка, жанровые особенности лирического произведения, – обратилась педагог к коллегам.
Отталкиваясь от текста Тимати, Татьяна Григорьевна предложила перейти к инструкции лекарственного препарата. Для большинства текст сложный, слишком научный. Чтобы извлечь из него нужную информацию, участники мастер-класса раскрасили текст маркерами: красным – ограничения, противопоказания, желтым – правила приема, синим – взаимодействие с другими препаратами. Маркированный текст считывался легко. Так быстро, сжато и по делу, как в рэпе, можно работать с любым текстом.
Также увлечение школьников рэпом можно использовать и иным способом. Например, предложить ученикам выяснить, кто они – фанаты русского хип-
хопа или ценители отечественной классики, и пройти тест на проверку интуиции. Для этого педагог подобрала подходящие тексты разных авторов: Маяковского, Oxxxymiron, Face, Бродского, Пастернака, Басты, Anacondaz, Высоцкого.
Владение передовыми методиками – результат постоянного совершенствования и самообразования педагога. Татьяна Лотарева 23 года в профессии. Все это время она постоянно учится новому у ведущих учителей России. Сама участвует в профессиональных конкурсах и готовит к ним коллег в качестве наставника. В Белоярский Татьяна Григорьевна приехала из Оренбургской области, и конкурс «Педагог года Югры – 2022» стал для нее первым в нашем регионе.
– Приятно, что мой труд так высоко оценили. Хотя до сих пор не верится, что я победитель, – поделилась впечатлениями наша героиня. Она отметила высокий уровень организации конкурса и профессионализм коллег.
Новые находки
Лучших в финале регионального конкурса выбирали среди 77 человек – лидеров муниципальных отборочных туров. Торжественная церемония награждения состоялась в театре Сургутского госуниверситета. Поздравить победителей приехала губернатор Югры Наталья Комарова.
– Попробую дать свое определение тому, что такое учитель, лидер. Это человек с высокими нравственными принципами, профессионал, владеющий актуальными технологиями. И вы – такие учителя, – обратилась к присутствующим глава региона.
Губернатор отметила, что ежегодно конкурс собирает ярких, творческих, преданных профессии, готовых поделиться своими педагогическими методиками и опытом специалистов. Впервые конкурсанты соревновались в номинации «От сердца к сердцу» – для педагогов, реализующих программу духовно-нравственного образования.
– Проведение первого в истории конкурсного испытания «От сердца к сердцу» для учителей, которые реализуют «Социокультурные истоки», считаю знаковым для всех педагогов. Это хорошая находка, – сказала губернатор.
По словам Натальи Комаровой, при формировании единого подхода к системе воспитания детей важно использовать современные, интересные для юных югорчан платформы. Для этого будет сформирована единая площадка для коммуникации педагогов, родителей и обучающихся «ПРОвоспитание» с использованием ресурсов региональной цифровой образовательной платформы.
Также глава региона анонсировала, что в декабре текущего года в автономном округе пройдет «Педагогический бал», на котором будут чествовать лучших педагогов Югры.
Итоги
По результатам испытаний педагогом года в Югре стала учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 4 Белоярского Татьяна Лотарева. Второе место заняла учитель немецкого языка школы № 23 Нижневартовска Оксана Рожкова. Замкнула тройку лидеров учитель русского языка и литературы Салымской школы № 2 Анна Окмянская.
Победители в номинациях:
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» – Марьяна Абдулжалилова (Белоярский).
«От сердца к сердцу» – Евгения Шевчук (Ханты-Мансийск).
«Сердце отдаю детям» – Оксана Шарафутдинова (Нижневартовск).
«Педагогический дебют» – Анастасия Ахмирова (Сургут).
«Педагог-психолог» – Евгения Печалина (Когалым).
«Руководитель года образовательной организации» – Василий Репский (Ханты-Мансийск).
«Учитель родного языка и литературы» – Софья Каксина (с. Казым).
Приз ученических симпатий в номинации «Учитель года» отправился к Татьяне Лотаревой, а приз родительских симпатий – к Оксане Рожковой.
Наталья КОМАРОВА губернатор Югры
- Правительство округа сохранит все меры региональной поддержки педагогов, усилит контроль за обеспечением соотношения уровня средней заработной платы педагогических работников к средней по региону. Все запланированные конкурсы профмастерства обеспечены ресурсами, предусматривают меры материального стимулирования педагогов и лучших образовательных практик.
Анастасия Ахмирова победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года Югры – 2022» в номинации «Педагогический дебют»
- Личность учителя играет большую роль. Дети замечают, как педагог относится к своему предмету, как готовится к уроку. Видя горящие глаза учителя, дети тоже начинают проявлять интерес. На своих уроках я стараюсь уйти от авторитарной модели поведения к партнерским и доверительным взаимоотношениям. Сейчас мы работаем с новым поколением, и важно находить с современными детьми общий язык, не забывая про классические методики.
Опубликованных комментариев пока нет.