В Сургуте XXI века - впервые за более чем 400-летнюю его историю! – появился монастырь. Женский монастырь. Первый в Ханты-Мансийской и Сургутской митрополии. О нем говорят и пишут все больше, но сведения эти скупы и разрозненны. Что неудивительно: о монастырской жизни большинство людей знает совсем немного. Что-то удается почерпнуть из кинофильмов, газет, книг, но все же этого недостаточно для того, чтобы в полной мере оценить монашеский подвиг.
Уйти в монастырь и не вернуться
Бытует мнение, что в монастырь уходят от беспросветности. Человека настигает отчаяние от несчастной любви, финансовых проблем или каких-либо других трудностей, и он решает отречься от мира, уйти, скрыться от посторонних глаз. Но так ли это? Оказалось, совсем нет. Знаем, что монахи много трудятся и молятся, причем, думала я, трудятся они физически все-таки больше. И воспитание души происходит через труд.
Чтобы самой прикоснуться к этим тайнам, на один день отправляюсь в женский монастырь, чтобы окунуться в совершенно другой мир, понять который будет непросто. Благо, для этого не надо ехать куда-то далеко, в глушь – монастырь расположен на улице Крылова, в микрорайоне железнодорожников, в небольшом лесочке, оставшемся еще с момента его освоения и застройки.
Впрочем, какие нужны ориентиры, когда купола обители над верхушками деревьев видны издалека?!
Вступаем на территорию монастырского комплекса – и открывается благостная глазу картина. Справа – законченный общим строительством большой монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», слева – два храма поменьше: святого преподобного Серафима Саровского (даже часовня по документам) и открытый в год 700-летнего юбилея Сергия Радонежского храм его имени. А за ними, полукругом, двухэтажный сестринский корпус из белого кирпича. Здесь-то мы и встретились с игуменией Георгией, настоятельницей монастыря.
Преддверие рая
За все в монастыре отвечает настоятельница. Это и богослужебное расписание, и уставные вопросы, облачение и духовное воспитание сестер, и многое другое. При возведении в сан настоятельницы и вручении игуменского жезла матушке Георгии митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел сказал:
- Какая великая ответственность лежит на настоятельнице монастыря - и не только в общении с сестрами! Непросто найти человека, способного нести это духовное бремя. Во все времена настоятельницу монастыря зовут матерью, матушкой. И этим качеством она должна обладать для каждого человека, с которым соприкасается. Монахи не живут для себя, они отрекаются от мира, чтобы всю свою жизнь без остатка посвятить служению ближним – ради спасения своей души и чтобы указать путь ко спасению всем, кто соприкасается с ними. Монастырь в наших условиях создан не только для того, чтобы в нем спасалось несколько благочестивых, но чтобы свет их веры светил сотням и тысячам тех, кто приходит сюда с надеждой и чаяниями.
С этими словами Владыка вручил настоятельнице игуменский жезл как символ власти, силы и помощи Божией, напутствуя:
- Будь любящей матерью и мудрой игуменией!
Уйти в монастырь… Матушка Георгия поправляет:
- Не уйти – прийти в монастырь, это настоящее и редкое призвание. Приходят к Богу, а уходят из мира. Монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу. В монастырь идут те, чья душа просит большего, чем может дать обычная мирская жизнь. Прежде всего, это сообщество людей-молитвенников, собравшихся во имя высокой цели: призывать на город, на епархию благословение Божие. Это как передовая на войне, битва против духов злобы и тьмы.
Прихожанка Елена Протасова уточнила этот образ, навеянный словами игумении:
- Монашество в этой войне – «спецназ», то есть иноки – ни много ни мало - те воины, на долю которых выпадают самые тяжелые, опасные, ответственные «задания». Эти воины должны быть хорошо подготовлены к их исполнению, знать и уметь многое, что простым «солдатам» неведомо. Для человека это счастье, когда рядом есть монастырь, именно этот «спецназ» борется за наши души, просим мы этого или нет, спим мы, едим ли, ходим ли, но мы знаем, что есть прекрасные сестры, посвятившие свои жизни Господу, и по их молитвам нас Господь не оставит.
Кто же они? Матушка Георгия рассказывает, что сегодня в Сургутском монастыре четыре монахини: сестры Елизавета, Вероника, Сергия и Георгия – настоящие подвижницы, инокиня Нектария, несколько трудников. Сначала женщину принимают в монастырь просто как трудницу. Она свыкается с новым укладом жизни, привыкает к порядкам, правилам. Далее может стать послушницей. Еще через какое-то время — инокиней. И только потом — монахиней. Но и после пройденного пути, бывает, кто-то вдруг решает повернуть обратно.
Без работы здесь не останутся
День в монастыре начинается рано. Полунощница - утреннее монашеское правило - начинается в 6.00, по ее окончании сразу совершается литургия. Затем сестры идут каждая на вверенное ей послушание - все работы в монастыре называются послушаниями. В течение дня выделяется время для келейного монашеского правила, чтения и богомыслия. В 17.00 начинается вечернее Богослужение.
Подчеркну: неподготовленному человеку молиться «по-монастырски» непросто. Молитвы более длительные, без сокращений – «чистые». Однако в монастыре с древних времен существует правило: наряду с богослужением, молитвой, изучением закона Божия обязателен телесный труд. Это как два крыла: птица с одним крылом лететь не может.
И все же труд молитвенный более длительный, чем физический. Молитва – это атмосфера, в которой душа живет и дышит. И монастырь – самое подходящее место для молитвы.
Вообще-то насельницы монастыря обязаны совершать молитву непрестанно в уме. Непрерывная молитва – это у каждого свое сокровенное, огромный труд, серьезная работа, она может и прерваться. Надо трудиться и трудиться.
Под покровом Пресвятой Богородицы
Храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» — самый большой и самый многострадальный среди всех сургутских храмов. Десять лет стоял он недостроенным, без крыши и куполов. Обезглавленный храм с лежащими на земле куполами вызывал боль и досаду у всех верующих. Дело сдвинулось с мертвой точки только летом 2015 года, когда образовался монастырь, тогда и возобновилось строительство - благодаря строительной организации «Сибпромстрой».
- Нам помогали и епархия, и благотворители в лице Югорской промышленной корпорации, - рассказывает далее игумения Георгия. – А также Сургутская торгово-промышленная палата, думы города и района, компания «Сибпромстрой», которая возводит храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Умиление». Строители приступили к внешней отделке фасада и надеются в следующем году выйти на освящение храма. За ходом строительных работ лично следит митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.
- Помощь оказывают и жители города – прихожане и паломники, - делится матушка. - Каждый по своим возможностям. В свою очередь мы тоже стараемся помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Прихожане обращаются к нам в основном за советами. Иногда живут по нескольку дней как паломники – трудятся и ходят на Богослужения. Сегодня у нас главная проблема – это недоделки, строительный брак, доставшийся в наследство из 1990-х. Крыша сестринского корпуса, например, недоделана, она протекает до самого фундамента, разрушая здание. Мы обратились к специалистам Сибпромстроя. Они подтвердили наши самые худшие опасения: крышу надо перекрывать. На это потребуется миллионов пять. Необходимо завершить отопление корпуса – котельная работает в аварийной ситуации.
- Крайне нужен трактор для уборки территории, - продолжает перечислять матушка, - она у нас очень большая. Горы снега остаются с зимы, не говоря уже о строительном мусоре.
Татьяна Гулуева добавила к словам настоятельницы:
- Хочется, чтобы сургутяне полюбили монастырь нашего города, поддержали сестер, которые день и ночь молятся о нашем благополучии. И тогда сама Царица Небесная не оставит нас без Своего Покрова.
А прихожанка Татьяна Якухина увенчала эти горы проблем жизнеутверждающим заявлением:
- Всякий руководитель может оказывать посильную помощь православным монастырям, помогать их восстановлению и ремонту. Помогая монастырям, мы помогаем народу России, формируем свое будущее. Мы обращаемся ко всем землякам с призывом внести свою посильную лепту в благородное и богоугодное дело, чтобы начатое благое дело - строительство женской обители в Сургуте - не остановилось.
…Шум машин, громкие голоса, смех — бурлящая жизнь окружила нас на улице, когда мы отошли от монастырского комплекса. Окружила и резала слух. После умиротворенного спокойствия и разговоров «на полутонах» за стенами монастыря, настоящего острова православия посреди бурного мира, обычная городская обстановка казалась слишком суетной. Но так продолжалось недолго – вскоре реальность вновь захватила нас.
Сперва женщину принимают в монастырь просто как трудницу. Она свыкается с новым укладом жизни, привыкает к порядкам, правилам. Далее может стать послушницей. Еще через какое-то время — инокиней. И только потом — монахиней. Но и после пройденного пути, бывает, кто-то вдруг решает повернуть обратно
Опубликованных комментариев пока нет.