Цифровые механизмы защиты бизнеса, приоритеты цифровой трансформации экономики, оздоровление бизнеса в условиях санкционного давления, либерализация отношений органов власти и делового сообщества, цифровизация экономики – острейшие вопросы XIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС в г. Ханты-Мансийске.
Как обеспечить гарантии безопасности в новых реалиях? Что такое «безбарьерная» среда в условиях антироссийских санкций? В чем плюсы и минусы глобальной цифровизации? На эти и другие вопросы ответила Элина Сидоренко, Генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей».
- Элина Леонидовна, сейчас для экономики страны непростой период. Как вы оцениваете ситуацию в бизнесе в свете беспрецедентных антироссийских санкций? Какие есть запросы и какие инструменты поддержки предприниматель может использовать?
- Работа Платформы «ЗаБизнес.РФ» строится по нескольким направлениям. Наша ключевая задача – в один клик вывести обращение предпринимателя из любой точки страны на федеральный уровень. Если в регионе бизнесмен столкнулся с засильем кумовства и невозможностью добиться зашиты своих законных прав и интересов, Платформа предоставит ему такую возможность абсолютно бесплатно. За два года тысячи заявителей дали положительную оценку как самому сервису, так и характеру полученного ответа, иными словами, получили положительное решение своего вопроса.
- Уникальность Платформы заключается также в том, что это своеобразный гибрид государственно-частного партнерства. Мы заточены на то, чтобы обеспечивать диалог бизнес и власти. Сегодня есть ряд эффективных механизмов, которые изначально вшиты в систему защиты бизнеса. Это и возможность прямого обращения в правоохранительные органы, и оценка обращения уполномоченным и деловыми объединениями. Важно подчеркнуть, что сегодня Платформа стала выступать и своеобразным внешним комплаенсом для ведомств. Она анализирует работу правоохранительных органов и позволяет им на основе полученных данных кадровые решения.
- Налаживается плотный диалог с деловыми объединениями. Ни одна другая организация за все время своего существования не была столь эффективна в части такого открытого и эффективного взаимодействия с деловыми объединениями. На наших площадках РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ» неизменно представлены на основе принципа паритета и полной открытости. Впервые в истории правозащитной деятельности все бизнес-сообщества объединились в едином желании создать правильный и единый механизм защиты бизнеса. Им и стала Платформа.
- Какие условия для взаимодействия власти, силовых структур и предпринимателей необходимы в текущей экономической обстановке?
- Сегодня в ситуации антиэкономического санкционного давления бизнес поставлен в состояние растерянности, когда он пытается найти более удобные механизмы реализации своих потенций. Но, с другой стороны, это уникальное время для новых амбициозных проектов и качественного перехода на принципиально новый уровень. Очевидных и объективных основ для того, чтобы экономика вошла в депрессию и стагнацию, нет. Мы наблюдаем серьезный трансформационный процесс, который стоит на хорошей базе, в том числе ресурсной.
- Ключевыми компонентами для правильного развития бизнеса и качественной трансформации предпринимательства является следование двум основным векторам. Это предоставление бизнесу возможностей для развития и обеспечение гарантий безопасности.
- Что мешает созданию комфортной среды для предпринимательской деятельности и как можно устранить эти барьеры?
- Стабильность может быть обеспечена экономическими гарантиями, которые разрабатывает государство, а безопасность – только защитой предпринимателей от неожиданных фактов силового давления или подлых происков конкурентов. Сегодня право должно развиваться по принципу «не навреди», с одной стороны. С другой стороны, законодательство должно быть выстроено так, чтобы предпринимателю было выгодно жить и работать «правильно». Государство пытается найти ту золотую середину, которая бы не расхолаживала бизнеса и вместе с тем давала бы ему гарантии стабильности.
- Платформа, решая вопросы предоставления правовых возможностей и правовых гарантий защищенности, серьезно расширила свой функционал. В этом нам серьезно помогает не только предпринимательское сообщество, но и наука, которую я представляю как профессор МГИМО, долгое время занимающийся анализом экономических преступлений. Я и мои коллеги прорабатываем интересные форматы взаимодействия, и на основе проводимых мероприятий формируются предложения по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Эти предложения уже сегодня легли на стол Аппарата Правительства и Администрации Президента. В частности, нами был подготовлен тепло встреченный бизнесом проект амнистии для предпринимателей. Мы уже делимся результатами своей работы с властью, предлагаем, интересные нововведения в части либерализации уголовного законодательства и перевода части преступлений в разряд административных правонарушений. Характерно то, что эти нововведения не носят характер популистских заявлений, они подкреплены, с одной стороны, статистикой, которую великолепно обрабатывает и представляет Платформа, с другой – научным сообществом и правоохранительными органами, которые принимают активнейшую роль в дальнейшей разработке этих вопросов.
- В частности, совсем недавно нами был подготовлен интерактивный опрос для лиц, подключенных к социальным сетям. Охотно откликнулись более 10 тыс. пользователей. Результаты, которые мы увидели, впечатляют. Половина респондентов считает, что предпринимательский климат ухудшается с точки зрения защищенности, а уровень силового давления на бизнес – повышается. По мнению опрошенных, чаще всего бизнес подвергается уголовному преследованию со стороны МВД России, второе место с незначительным отрывом разделили Генеральная прокуратура и Следственный комитет Российской Федерации. В качестве основных проблем при взаимодействии с правоохранительными органами респонденты отметили волокиту (25%), необоснованные доследственные проверки (22%), незаконное изъятие/удержание имущества (19%).
- С введением санкций против российских банков, многие предприниматели всерьез заговорили о криптовалюте и цифровом рубле. Можно ли рассматривать эти институты как внесанкционный механизм взаимодействия с иностранными партнерами?
- Криптовалюта в силу своей юридической нестабильности не может стать механизмом ухода от санкций и хеджирования рисков. Это связано, во-первых, с неопределенным правовым статусом криптовалюты в России. Во-вторых, вопреки расхожему мнению, криптовалюта – это нестабильный инструмент для обхода санкций в силу абсолютной прозрачности потоков, которые легко заблокировать. Наконец, самым главным показателем криптовалюты является переход в фиатную, то есть, традиционную валюту, и такие операции рискуют попасть под закон о легализации преступных доходов, потому что это высоковолатильный и высокорисковый инструмент.
- Институт цифрового рубля – это абсолютно новая философия взаимоотношений бизнеса и власти, новая монетарная политика государства. Резерв цифровой валюты чрезвычайно высок с точки зрения обхода санкций, потому что это самостоятельная, дружественная банкам расчетная система. Если мы обеспечим использование цифрового рубля в расчетах со странами АТЭС, ЕАЭС, АСЕАН, БРИКС, мы обеспечим полную прозрачность расчетов, абсолютную стабильность финансовой системы и тем самым дадим бизнесу внесанкционный гибкий механизм взаимодействия с иностранными партнерами.
- Следует в целом поддержать идею создания и введения в обращение центральными банками национальных цифровых валют, как законных платежных средств в цифровой форме. На сегодняшний день мы активно работаем над стратегией юридического обоснования цифровизации. Мы понимаем, что цифровые решения потребует ревизии существующих моделей права в утилитарном, методологическом и этическом аспектах. Мы готовы к активному сотрудничеству с коллегами из ЦБ, Росфинмониторинга, Госдумы и правоохранительных органов.
По вашему мнению, какие факторы способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата для развития бизнес-среды?
- Говоря о защите предпринимательства в условиях санкционного давления, мы имеем в виду не только вопросы, связанные с конкретным предпринимателем. За каждым бизнесом стоит огромное количество людей, которые хотят сохранить работу и прокормить свою семью. Не надо исключать и того обстоятельства, что после начала специальной операции в Россию приехало большое количество беженцев из Украины, налаживается плотное экономическое сотрудничество с ДНР и ЛНР. Мы должны понимать, что перед нами сейчас стоит очень важная задача безболезненной экономической ассимиляции. Она может быть обеспечена только в том случае, если бизнес будет готов налаживать совершенно новые модели, в том числе импортозамещение. Еще одно ключевое направление – это поворот на Восток. Меняется формат взаимодействия с контрагентами, потому что европейская и восточная бизнес ментальность – это различные по содержанию явления.
- Все это с неизбежностью формирует необходимость очень гибкого анализа и поиска эффективных и оперативных решений по оздоровлению экономики в условиях новых вызовов с ориентацией на предпринимателей не только как на работодателей, но и как на людей, которые сегодня должны стать ключевой ресурсной и кадровой базой для развития экономики. И с этой позиции исключать беженцев, которые приехали в Россию, хотят жить в России, хотят стать полноправными жителями России и хотят быть экономически независимыми и гармоничными членами нашего общества, было бы абсурдно. Они элемент российской экономики, те люди, на которых мы завтра сможем положиться. Мы должны осознать первостепенные задачи и сделать все, чтобы их достичь. Но тогда и мы и они должны понимать перспективы, их должен понять бизнес, а он сможет это сделать только тогда, когда а) у него есть возможности, б) у него есть гарантии безопасности.
Опубликованных комментариев пока нет.