В 2005 году президент России Владимир Путин объявил о начале в нашей стране реализации приоритетного национального проекта «Образование». Его первыми и основными направлениями стали: стимулирование инноваций и подключение школ к интернету.
В 2015-м президент поручил правительству создать правовые, технические, организационные и финансовые условия для развития в стране цифровой экономики. Впоследствии Минкомсвязь составило программу, срок исполнения которой – 2025 год. Документ был назван «Цифровая экономика России». В нем описаны цели внедрения новых технологий в восьми отраслях, среди которых – образование.
На днях Владимир Путин заявил о необходимости цифровой трансформации всего государства. Ее следует провести в ближайшие 10 лет. А образование станет одной из первых сфер, охваченных искусственным интеллектом.
Тотальная цифровизация этой отрасли началась полтора десятилетия назад и должна закончиться в 2025-м с возможной пролонгацией до 2030-го. В ее массовом внедрении во всей России и в Урае в частности определяющим годом стал уходящий 2020-й. Что же он показал?
Ты помнишь, как все начиналось?
Чтобы ответить на этот вопрос, переместимся на 15 лет назад и проследим, как цифровизация делала в нашем городе первые шаги. В Урае на базе городского методического центра начало закупаться необходимое оборудование. В школы зашли электронные сервисы и соответствующий документооборот. Приобретались технологии для дистанционки.
Постепенно становились очевидны плюсы нововведений. Например, для детей-инвалидов, которые не могут получать образование в школах, удаленный формат стал большим подспорьем. Школьники, выбывавшие из учебного процесса по болезни на пару-тройку недель, получили возможность осваивать материал, просматривая видеозаписи пропущенных уроков.
Упростили работу преподавателей электронные учебники, дневники и журналы.
А режим видеосвязи позволил им регулярно контактировать и делиться опытом с коллегами из разных городов. Или же с помощью современных технологий посещать лекции докторов педагогических наук и повышать свою квалификацию. Наиболее любознательные дети начали расширять свой кругозор, не ограничиваясь одними лишь рамками школьной программы.
Стало проще контролировать своих чад и родителям. Их обратная связь с учителями только усилилась, хотя личные встречи или собрания при этом проводились реже. Чаще применялись цифровые учебно-методические пособия. Начали осваиваться образовательные платформы, с помощью которых можно проводить дистанционные уроки. Потом они стали применяться и на практике. Карантин в Урае объявляли и до пандемии в связи с ростом числа заболеваний детей ОРВИ. Процесс цифровизации, необходимость в коем сомнений уже не вызывала, медленно, но верно шел по нашему городу.
А ускорить его помогла…
…Пандемия – двигатель прогресса?
Как это ни парадоксально, но здесь вполне применима поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Хотя в первые дни пандемии педагоги пребывали в растерянности.
– Стресс в марте этого года мы пережили колоссальный, – подтверждает директор урайской школы № 12 Елена Блохина. – Причем то же самое можно сказать о детях и их родителях. Мы всегда говорили о том, что любим инновации и стремимся к ним. На деле же выяснилось совершенно иное. В ряде направлений, где давно нужны были нововведения, последние оказались для нас темным лесом. К счастью, мы в нем не заблудились.
Педагоги быстро пришли в себя и мобилизовали все свои резервы. Неделю так называемых президентских каникул они совещались между собой, определяя, как продолжать вести учебный процесс в нестандартных условиях. Выяснилось, что некоторые уже потихоньку осваивали ряд учебных платформ. За оставшиеся до истечения президентских каникул дни необходимо было восполнить все пробелы в этих знаниях и поделиться новым опытом с родителями учеников. С архисложной задачей коллектив справился в кратчайшие сроки. Приспособились даже не очень хорошо знакомые с новыми технологиями педагоги со стажем. Были выбраны две платформы, позволившие проводить видеозанятия.
– Малоимущим родителям мы выдали необходимую технику, – говорит заместитель директора той же школы по учебно-воспитательной работе Ольга Никитина. – В итоге ни один ребенок не остался без компьютера. Сложнее было с составлением расписания. Особенно для многодетных семей. Уроки порой совпадали по времени для братьев и сестер, обучающихся в разных классах. Но постепенно все вошло в норму. Вскоре к новой реальности все начали привыкать.
И если раньше, как сказала Елена Блохина, цифровизация шла по Ураю тихонько, то после прихода пандемии она рванула так, что обратной дороги у нее и всех участников учебного процесса теперь попросту нет.
К чему придем
И вот тут-то возникает самый важный и главный вопрос. А куда приведет названная Еленой Александровной дорога, по которой вот уже добрых пятнадцать лет шагает и еще пять (а то и десять) будет идти цифровизация? Во всех упомянутых во вступлении документах конкретно не указано, что будет представлять собой система образования после перехода на искусственный интеллект. В одном из предыдущих номеров мы предположили возможные негативные варианты: разобщенность детей, утрата навыков взаимодействия с обществом, снижение их умственной активности, вероятность ухудшения зрения, вытеснение из учебного процесса педагогов роботами, которые смогут сами выставлять оценки и давать задания. На мысли о полном переходе к дистанционной форме обучения наводит такая, например, формулировка, как цифровая трансформация всего государства. Но по этому поводу есть и другие мнения.
– На мой взгляд, стопроцентный переход на «дистант» все же не осуществится, – считает заместитель главы Урая Елена Подбуцкая. – Потому что он может негативно сказаться на эмоциональном состоянии подрастающего поколения. Детям ведь очень важно общение друг с другом. А для тех, у кого есть проблемы в семьях, посещение школы – это отдушина. Они не только получают знания, но и учатся контактировать с другими людьми. Совместные массовые мероприятия оказывают на них воспитывающее воздействие.
А если их запереть в своих квартирах, можно вообще целое поколение потерять. Человек останется незрелым эмоционально и неразвитым интеллектуально.
По мнению Елены Николаевны, принципиального отличия между тем, что происходит в системе образовании ныне, и 2025 или 2030 годами не будет. Очная форма обучения останется. Но и использование дистанционных образовательных технологий будет развиваться, даже когда закончится пандемия. Чтобы в случае ее повторения или по другим причинам переход школьников на удаленку оказался безболезненным. Эта система, к слову, распространена в вузах. И высшее образование уже сейчас можно получить дистанционно. Однако современные технологии в большей степени применимы к совершеннолетним людям, которые умеют распределять свое время. А школьники, особенно младшие, не готовы к этому как психологически, так и физиологически.
– Говорят, что мы часто копируем Запад, – резюмирует Елена Подбуцкая. – И у нас происходит через пять-шесть лет все то, что было у них. Но в данный момент и в Европе, и в Америке очные школы не отменили.
Минимизировать издержки
И все же в любой стране мира любая масштабная реформа, особенно та, что тянется не одно десятилетие, невозможна без издержек. А уж цифровизация – тем более, ведь до сих пор неизвестны ее конечные очертания. С этим согласны и урайские педагоги, считающие, что внедрять реформу необходимо таким образом, чтобы эти издержки оказались минимальны. Ольга Никитина, к примеру, полагает следующее: сейчас важно понять, какую информацию педагогическому сообществу нужно осваивать в первую очередь, чтобы впоследствии применять полученные знания с максимальной пользой за минимальное время, коего вечно будет не хватать. Это позволит предотвратить ситуацию в марте 2020 года, когда поначалу педагоги школы № 12, по выражению Елены Блохиной, были как слепые котята.
– Нужно постоянно проверять себя и детей, – добавляет Елена Александровна. – Понимать, что получается в данный момент и над чем еще нужно работать. Смотреть в будущее. Знать, какие тенденции намечаются в нашей отрасли. И еще плодотворнее контактировать с родителями.
Последние, надо полагать, не против такого сотрудничества. И оно необходимо, ведь совершенно очевидно, что не все они довольны дистанционным форматом. А привыкать к нему, скорее всего, придется.
– Будет здорово, если властные структуры начнут постоянно и неустанно контролировать внедрение цифровизации в учебных заведениях и мгновенно помогать им, если возникнет такая необходимость, – говорит мама ученика и член управляющего совета школы № 12 Елена Варюхина. – Только тогда все законы и утвержденные на высшем уровне документы воплотятся в жизнь эффективно.
Фото из архива школы № 12
Опубликованных комментариев пока нет.