Эта всероссийская образовательная акция стартовала в декабре 2018 года. Она представляет собой цикл необычных уроков информатики с практической тренировкой навыков программирования. Занятия проводят раз в месяц с февраля по май 2019 года. Каждое из них посвящено определенной теме и направлено на развитие цифровых знаний и навыков. На последнем уроке школьникам рассказали о возможностях искусственного интеллекта и принципах работы машинного обучения.
Сначала им показывали видеоролики, где специалисты простым и доступным языком объясняли, для чего нужны такие технологии и как они действуют. Затем с ребятами обсуждали пройденный материал. В средней школе № 4 Ханты-Мансийска в таком уроке приняли участие руководители структур, отвечающих за информационные технологии и образование в регионе.
– Проект направлен на привлечение школьников к новым информационным технологиям, к искусственному интеллекту, искусственному обучению, – рассказал директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин. – С самого раннего детства мы хотим вовлекать детей в новые реалии, новые технологии. Чтобы они, когда войдут в тот возраст, когда нужно будет выбирать направление обучения в высших учебных заведениях, уже понимали, какие тренды характерны для страны и мира.
Он пояснил, что это также необходимо для самой отрасли. В IT-секторе с каждым годом требуется все больше специалистов. Если сегодняшние дети поймут, что для хорошего программиста в обозримой перспективе работа точно найдется, это может стать для них весомым стимулом проявить внимание к информатике.
– «Урок цифры» очень полезен для школьника. Ученики старших классов узнали, какие экзамены им надо будет сдать при поступлении в соответствующий вуз, как и куда им потом трудоустроиться, и другие немаловажные аспекты специальности, – отметил Александр Гомзяк, замдиректора – начальник управления непрерывного профессионального образования и науки департамента образования и молодежной политики Югры.
Акция прошла почти во всех школах нашего региона в одно и то же время. В этот раз «Урок цифры» охватил только старшее звено.
– Но в дальнейшем мы планируем охватить и младшие классы, привлекая тем самым в этот проект большее количество детей, – добавил Александр Гомзяк.
Ученикам необычный урок понравился. Многие из них уже сейчас думают о будущей профессии, поэтому подобная информация была для них полезной.
– Для меня очень важно узнать, как работают нейросети. Я собираюсь стать программистом, – заметил ученик 11 «А» класса Никита Суворов.
А ученица 11 «Б» Карина Фатеева хочет стать веб-дизайнером:
– Это очень престижная и интересная для меня профессия. Я пока еще до конца не определилась, но думаю, что рискнуть стоит. Это профессия будущего, и это то, что приносит мне удовольствие, как и информатика.
Директор школы № 4 Ханты-Мансийска Василий Репский также отметил, что участие настоящих специалистов в сфере информационных технологий и образования повышает вовлеченность учеников:
– Детям интересно слушать не классический академический урок, а урок другого формата с приглашенными гостями.
Действительно, принцип работы машинного обучения продемонстрировали предельно просто. Например, долгое время искусственный интеллект не мог справиться с элементарной для нас задачей – отличить кошку от собаки. Что же в итоге придумали программисты?
– Они просто взяли, скажем, 10 тысяч снимков кошек и 10 тысяч снимков собак (цифры примерные, на самом деле данных было больше), загрузили в машину и дали программе задачу самостоятельно их проанализировать. Искусственный интеллект сравнил картинки и вывел закономерности, позволяющие ему точно сказать, где изображен кот, а где собака. Чем больше исходных данных, тем точнее результат, – объяснил Павел Ципорин.
По аналогичному принципу работают все подобные программы. Так искусственный интеллект учат по снимкам органов (например, глаз) определять, болен ли человек. В игровой индустрии машинное обучение позволяет компьютеру обыгрывать людей, учась на опыте бесчисленных партий.
Такие простые примеры позволяют на базовом уровне понять суть работы искусственного интеллекта. А где есть понимание, там возникает и интерес.
Максим АКИМОВ заместитель председателя Правительства России
- В мире началась конкуренция за таланты в сфере искусственного интеллекта. Один из способов победы – это создать в компаниях «скамейку запасных» для новых талантливых специалистов, которые сейчас еще учатся в школе. Благодаря таким проектам, как «Урок цифры», мы формируем интерес школьников к цифровым технологиям и открываем для них новые возможности в цифровой экономике.
Опубликованных комментариев пока нет.