ЦУР решит проблемы жителей
Югра постоянно идет в ногу со временем, а иногда и опережает его, становясь первопроходцем во многих сферах. Казалось бы, большую часть территории региона занимают глухие леса, а некоторые населенные пункты отдалены настолько, что к ним даже не ведут дороги. Но автономный округ уверенно разбивает все стереотипы. Даже на стойбищах есть интернет, за экологической ситуацией следят прямо со спутника, а недавно в Югре заработал сервис по решению проблем, о которых сообщают жители в разных источниках.
Называется он «Центр управления регионом», коротко – ЦУР. Специальный сервис будет собирать жалобы из комментариев в открытых пабликах в социальных сетях, из заявок, поступивших на сайт, через приложение или на горячую линию центра. А сотрудники – отслеживать и обрабатывать эти обращения.
– Особенность ЦУРа в том, что наши действия должны не только закрывать проблему локально. Будут вырабатываться и реализовываться решения, цель которых – устранить причину возникновения подобных ситуаций, улучшить качество и доступность услуг и сервисов для граждан. Поэтому в работу будут вовлечены федеральные, региональные и муниципальные органы власти, – пояснила руководитель центра Валентина Колпакова.
Так, сейчас можно отследить, что, например, по теме «Коронавирус» поступает много сообщений о том, что сложно вызвать врача на дом. Иногда ожидание длится более суток. Таких сообщений за прошлую неделю поступило больше шестидесяти. Правительству региона и муниципалитетам предстоит решить эту проблему.
Подобные центры открываются по всей стране по поручению президента Владимира Путина. Но в Югре эта работа ведется уже несколько лет, правда, в другом формате. Работа ЦУРа только поднимет на новый уровень уже существующую систему. Символично, что и об открытии центра в регионе объявили во время прямого эфира губернатора Натальи Комаровой, посвященного доступности цифровых сервисов во время пандемии. Ведь именно на таких онлайн-встречах в соцсетях жители сообщают о проблемах, делятся предложениями, а власть отвечает и вырабатывает решения.
Такую подготовленность высоко оценил федеральный эксперт, исполнительный директор АНО «Диалог Регионы» Владимир Туровцев:
– Югра – один из первых регионов страны, в котором принята концепция бережливого производства, направленная на вовлечение граждан в улучшение качества услуг, доступности сервисов. Здесь уже выстроена качественная, эффективная работа в социальных медиа, власть слышит пользователей, применяет новые инструменты и решения для выстраивания диалога на удобных для жителей площадках. Губернатор Наталья Комарова – один из немногих руководителей субъектов России, работающий с личными сообщениями в соцсетях. ЦУР Югры – это команда опытных специалистов. Но оценку качеству работы моих коллег из региона будут ставить жители.
Ради удобства и безопасности
Цифровые сервисы в период пандемии приобрели особое значение. Если раньше подать заявление, например о выдаче паспорта, через приложение было просто удобно, то теперь еще и безопасно. Не нужно ехать на общественном транспорте, сидеть в очередях – можно максимально сократить контакт с другими людьми. А если личное посещение все же требуется, с помощью онлайн-услуг удается его обезопасить, насколько это возможно.
Так, Югра первой начала оказывать государственные услуги без участия чиновника: сейчас автоматически выдается решение по шести мерам. Это решение получило высокую оценку при отборе идей для форума «Сильные идеи для нового времени» и попала в топ-100. Опытом региона уже заинтересовались Санкт-Петербург и Волгоградская область.
А с начала ноября многофункциональные центры Югры перевели запись в интернет-формат. Теперь югорчане могут заранее записаться и прийти в назначенное время, чтобы не ждать своей очереди. Правда, по словам директора окружного МФЦ Владимира Михайлова, из-за того, что не все подходят к записи ответственно и часто не приходят в назначенное время, не отменяя талон, не все могут попасть на прием специалиста.
– В течение одного рабочего дня в МФЦ округа по предварительной записи выдается более 7,5 тысяч талонов, при этом около 15–20 процентов не активируется. Заявители не приходят и не уведомляют об отмене работников МФЦ. Например, в прошлую среду выдано 7 585 талонов, обслужено 6 330 человек. Получается, 1 255 талонов не активировано, то есть люди просто не пришли, – рассказал Владимир Михайлов.
Отменить запись можно там же, где и ведется выдача талонов, – на едином портале МФЦ Югры. Такая возможность есть в течение всего дня приема. По всем вопросам, касающимся обслуживания, югорчане могут звонить на горячую линию – 8 800 101-0001, а также по номерам муниципальных многофункциональных центров, которые опубликованы на главной странице единого портала МФЦ региона.
QR-код в борьбе с COVID
Еще одно решение для безопасности в период пандемии – модуль, который будет оповещать посетителей различных общественных организаций о возможных контактах с заболевшими людьми. Он формируется в государственной системе «Цифровое уведомление».
О том, как будет работать сервис, рассказал директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин. По его словам, к системе смогут подключиться все организации, работа которых разрешена.
– Ответственным сотрудникам нужно будет ввести в системе ИНН. Если запретов на деятельность нет, сформируется QR-код, который можно скачать как картинку, распечатать, разместить в заведении. При входе каждого посетителя попросят зарегистрировать свое посещение с помощью смартфона. В случае, если позднее у кого-либо подтвердится диагноз COVID-19, остальные посетители автоматически получат информацию в виде СМС-сообщения о возможном контакте с заболевшим, им порекомендуют обратить внимание на свое здоровье, сдать анализы, – разъяснил Павел Ципорин.
Разработка уже завершена, и сейчас приложение тестируют. Сообщения будут носить рекомендательный характер. Решать – нужно ли проходить тест на коронавирус или уходить на самоизоляцию – будут сами получатели. При этом система не будет собирать никакие личные данные посетителей: достаточно номера телефона.
Все для родителей – на одном портале
А с начала нового года в Югре появится первый в России личный кабинет родителя. Новшество запустят на цифровой платформе «Образование Югры». С его помощью родители смогут получать информацию не только об успеваемости ребенка, но и о его личном развитии, узнавать о возможностях допобразования и получать консультации педагогов и психологов, а в случае необходимости – обратиться с вопросом к администрации школы.
– Личный кабинет родителя – это действительно новый функционал, который позволит законным представителям детей получать полную информацию об образовательном процессе. Речь идет не только об успеваемости ребенка на уроках, но и его личном развитии, которое будет основано на результатах освоения программ основного и дополнительного образования. Родители смогут познакомиться с образовательными программами, принять участие в формировании индивидуальной траектории развития своего ребенка, узнать об услугах дополнительного образования, которые предлагает школа или детский сад, – сообщил замдиректора департамента образования и молодежной политики региона Александр Гомзяк.
В таком виде сервис заработает с января. А к началу следующего года родители смогут вместе с детьми подавать заявления об участии в олимпиадном движении через личный кабинет, о выборе экзаменов при прохождении итоговой аттестации, выбирать меню питания и оплачивать услуги дополнительного образования.
В очередной раз Югра становится в чем-то первой. Пожалуй, «впереди планеты всей» регион движется отчасти благодаря тому, что здесь прислушиваются к мнению жителей и отталкиваются от их потребностей. А правительство всегда на связи. Даже во время эфира Наталья Комарова сделала небольшой перерыв, чтобы ответить на звонок от жителей Сургута, которым нужна помощь. Глава региона извинилась за эту заминку перед участниками эфира, отметив, что ответ в таких случаях нужен «здесь и сейчас».
Секретного постановления нет
Во время прямых эфиров губернатор отвечает не только на вопросы по заявленной теме – в список входят еще и сообщения, которые особенно волнуют югорчан. Например, жительница Югорска Валентина Андреева поинтересовалась о тестировании на коронавирус.
«Почему в Югорске врачи ссылаются на какое-то «секретное постановление», что брать тест на COVID-19 теперь положено только у врачей и людей 65+? Это действительно так? Не считаете ли вы, что не выявленные своевременно потенциальные больные, которые не входят в эту категорию граждан, способствуют неконтролируемому распространению инфекции?» – спросила жительница города.
Руководитель департамента здравоохранения региона Алексей Добровольский опроверг эти слухи. Он отметил: все документы находятся в свободном доступе – никакой секретности нет. Изменения в постановлениях главного санитарного врача действительно были, но они касались других пунктов.
– Чтобы уменьшить нагрузку на лаборатории, от обязанности проходить лабораторные исследования на коронавирус избавили людей, которые контактировали с больными. Теперь в таких случаях будет необходима только 14-дневная изоляция. Если в течение этого времени симптомы не проявятся, контактным не придется сдавать тест. Также по новым правилам будут выписывать переболевших коронавирусной инфекцией. Раньше, чтобы вернуться на работу или учебу, нужно было два отрицательных результата, сейчас достаточно одного, – разъяснил Алексей Добровольский.
Скорая помощь для глухих
Участник краудсорсингового проекта «Цифровые сервисы Югры» Михаил Наговицын из Нефтеюганска предложил реализовать идею «Умная скорая». Это мобильное приложение для людей с ограниченными возможностями по слуху или речи. По замыслу автора, оно позволит вызвать скорую помощь нажатием одной кнопки.
– Адрес вызова будет определяться через геолокацию и при необходимости дополняться самим вызывающим, как, например, номер квартиры многоквартирного дома. После вызова будет предлагаться к заполнению чек-лист, по ответам на вопросы которой диспетчер сможет принять решение о назначении профильной бригады скорой медицинской помощи – если такая возможность есть у вызывающего. Также предлагаю ввести функцию, которая сможет фиксировать факт принятия вызова, – рассказал Михаил Наговицын во время прямого эфира с Натальей Комаровой, посвященного доступности цифровых сервисов для югорчан.
Губернатор отметила, что это предложение в тренде и созвучно усилиям региона, направленным на то, чтобы перевести максимум услуг в бесконтактный вариант. Она поблагодарила Михаила за инициативу и сказала, что рассчитывает на максимальное использование этого приложения на практике.
Алексей Шипилов первый заместитель губернатора Югры
- Рассчитываю, что ЦУР станет отправной точкой для трансформации госуправления в целом. Трансформировать есть что. Он должен переформатировать наше мышление с функционального на процессное с ориентиром на конечный результат. А результат – это удовлетворение требований потребителя (наших граждан) – получателей государственных услуг. И мы досрочно выполнили поручение президента страны, за что отдельное спасибо команде проекта и всем, кто помогал.
Опубликованных комментариев пока нет.