Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Творить за гранью

Как «Два с половиной» актера не дают умереть в Сургуте театральному андеграунду

Фото: Александр Онопа

На самом деле, два с половиной — это такой прием в режиссуре. Считают, что его придумал Чарли Чаплин. Если совсем просто, то это закон, призванный постоянно удивлять зрителя. То есть если что-то произошло дважды, в третий раз должно случиться все совершенно по-другому, для зрителя это должно выглядеть как случайность. 

Это кредо семь лет назад стало девизом, названием и вообще всем для двух выпускников кафедры режиссуры СурГУ. Их в буквальном смысле осталось только двое из более чем двух десятков поступавших. Молодым, энергичным и амбициозным людям хотелось творить, менять мир, буквально кричать о человеческих ценностях. Так семь лет назад Александр Будковский (он стал режиссером) и Никита Француков (поначалу — единственный актер театра) открыли в городе театр «Два с половиной».

Сегодня коллектив все также остается немногочисленным, хотя в нем уже около десятка постоянных актеров и небольшая театральная студия. У театра все также нет своего помещения, бюджета и всего того, что есть у профессиональных коллективов. Но это не мешает актерам ставить смелые спектакли, заявлять о собственном авторском прочтении известных произведений и вообще, как они говорят, творить и существовать «за гранью»…

— Что значит, творить за гранью? За гранью ожидаемого? Все время держа зрителя на крючке? Это вообще реально?

Александр: Это необходимо. Закономерность для зрителя создавать нельзя, иначе он будет скучать. Это название «Два с половиной» за нами тянется с университета. Мы когда начинали, нас было практически 2,5. Теперь у нас в коллективе девять человек основного состава и около 20 еще есть в театральной студии. Мы с Никитой выпускники одной кафедры. После университета пошли работать в «Нефтяник», но душа требовала искусства… Так и появился театр. Наш первый спектакль — «Бойцовский клуб».

— Фильм такой смотрела...

Александр: Тот самый, да-да. Все знали фильм. А мы решили поставить спектакль. Это такой своеобразный манифест, протест нашего поколения, когда впервые люди начали задумываться о том, что мы превращаемся в общество потребителей. Тему решили воплотить именно через театральное искусство. Тут совпало много факторов: понравился материал, он был известен широкой публике и он не заезженный. Мы до сих пор не нашли ни одного спектакля про «бойцовский клуб» хорошего качества, где бы поработал режиссер. Это наш первый и самый наивный, прямолинейный спектакль.

Никита: Репетировали его в подвале... в полузаброшенном разрушенном гараже… . Спектакль стал нашей визитной карточкой. Мы выступали с ним и в Санкт-Петербурге, и на международных фестивалях. До сих пор его показываем (уже семь лет прошло), и зрителям нравится, приходят, он все так же актуален. Показали его несколько раз и увидели в Сургуте большой интерес к себе. Вообще, у сургутян интерес обычно только к приезжим артистам. Хорошо, что сейчас все постепенно меняется… Молодежь начала интересоваться театром.

Александр: Без лишней скромности, меня радует, что мы, наверное, стали первооткрывателями, прародителями андеграундного искусства, если можно так сказать. Потому что раньше не было ничего. Был СМДТ, «Петрушка» и все… Сейчас есть «Летучий театр», театр «Пацаны» и другие… Нам радостно, что искусство развивается, и Сургут из нефтяного города превращается в культурное место Севера. Мы вообще хотим, чтобы город ассоциировали не с нефтью и газом, а с культурным феноменом.

— А говорят, театр умирает...

Никита: Вокруг театра все время бытует фраза, что он умирает. Но умирает он уже с момента его создания, лет 200 (смеется). Мы думаем, что все умрут, а театр останется. Соцсети и интернет не умаляют любви к театру. Люди хотят видеть живое действие здесь и сейчас.

— То есть контакт со зрителем есть?

Никита: Наш театр буквально забивает гвозди в голову зрителя. «Гвозди» сознания, понимания какой-то мысли. Не в грубой форме. Мы не принижаем ни в коем случае зрителя. Но иногда ломаем «четвертую стену», тогда непосредственно зритель — участник спектакля. Иногда — нет. Но информация подается в любом случае таким образом, что у зрителя нет возможности ее не понять, не додумывая. А вот: СЛЫШИТЕ! Нам это было близко, чтобы зритель пришел к мысли определенной. Не должно быть без разницы, что поймет зритель. Важно, что ты вкладываешь. Но если твой зритель нашел какое-то для себя ответвление, нашел отклик в душе, который ты сам не видел и не выстраивал, это все равно хорошо. Реакция зрителя часто подсказывает нам, что нужно изменить. Мы всегда в поиске новых форм и экспериментов.

— А о чем со зрителями разговариваете?

Александр: Есть уже почерк нашего театра и основные темы, которые мы поднимаем. Что надо жить здесь и сейчас. Что, если ты сам не проживаешь жизнь, за тебя ее никто не проживет, и потом ты будешь сожалеть об этом. Мысли о ценности человеческой души в нашем современном обществе особенно и вообще ценности жизни человеческой. Я в последнее время стал каким-то безумным пацифистом и ненавижу все, что связано с оружием, войной, что причиняет боль и страдание. Мы категорически против войны в любом ее проявлении: как в физическом, так и моральном. Наш посыл: не надо быть обществом потребителей, надо создавать, жить и творить. Начни жить здесь и сейчас. Встань после нашего спектакля, выйди и начни что-то делать для этого мира.

— Много экспериментируете?

Александр: Мы экспериментируем, начиная с драматургии. Берем абсолютно непригодное произведение для театра, пытаемся писать инсценировку и ставить. Тот же «Бойцовский клуб» знаем по фильму. Это шедевр. А роман очень нудное чтиво. Все, что там происходит, — это внутри, в голове человека.

Никита: Кстати, можно молча, не издавая ни единого звука, сматериться так со сцены… У нас никогда не будет мата в спектаклях. Все-таки театр — место культуры. Можно к нему по-разному относиться, считать, что мат — наш культурный код, слово предков. Но произносить мат со сцены нельзя. И не будет заказных спектаклей. Я не представляю, чтобы пришли и сказали: вот вам деньги — сделайте спектакль и скажите, что хорошо.

Александр: И с музыкой мы смело экспериментируем. Дон-Кихот у нас сочетается с песней группы «Пятница», которая дает такой определенный нерв и психоделичность происходящему. Кстати, действие «Дон-Кихота» происходит вообще в психбольнице по нашему спектаклю. В одном из спектаклей мы используем песни «Дельфина». Случайно ее услышал и понял, что этот русский рэп прекрасно будет сочетаться с Оурэллом, с его слогом, несет именно ту атмосферу, создает атмосферу безвозвратности и потерянности всего. Вообще, сейчас мы пришли к тому, что хотим писать уже собственную музыку, но это не просто.

Никита: Задача музыки и света бесконечно важна. Потому что все это работает на одну идею и задачу спектакля. Режиссер должен собрать все, чтобы и свет работал на его задачу, и музыка определенную мысль несла. То есть, от одного неверного трека у зрителя может сломаться впечатление полностью. И светом тоже можно сломать все напрочь.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости