×
В Югре
0

«Твой инструмент – только голос»

Читать «Новости Югры» в

Сургутские актеры создали первый в истории города радиоспектакль


«Голосовые постановки» были очень популярны в советские и постсоветские годы. Радиоспектакли звучали из всех радиоприемников. На сегодня это единственный спектакль, который труппа может создать полностью дистанционно, ни разу не встречаясь на репетициях. Театральная студия – творческая лаборатория «Кулисы» при Городском культурном центре посвятила радиопостановку Дню защиты детей. Послушать радиоспектакль можно на сайте учреждения и на страницах ВКонтакте. Сайт называется «День рождения Дашеньки». Руководитель студии Игорь Кутьков рассказал «СТ» о том, как пандемия заставила актеров вспоминать старые добрые жанры и какую пользу в этом они нашли для себя.

 Игорь, что за актеры в студии «Кулисы»? Выпускники каких-нибудь ГИТИСов или любители?
– Самые разные. Мы вообще относимся к ГКЦ. Там у нас база, сцена. Но еще есть репетиционная точка на ул. Федорова, 73, и я с удовольствием жду по этому адресу всех желающих старше 18 лет. Именно там наша театральная лаборатория. Как и многие режиссеры, я больше люблю процесс, нежели результат, поэтому мы занимаемся и тренингами. Приходят разные люди – те, кто живет на сцене, и те, кто хочет с ней познакомиться.
 Что, вот так просто, с улицы?
– Да. Этих совершенно разных людей надо привести к общему знаменателю! Состав у нас постоянно обновляется. Почему-то, кстати, исчезла молодежь до 25 лет. Может быть, они избрали более простые способы досуга, а у нас все по-серьезному. Спектакль готовится от двух месяцев. Очень напряженно. Труд из разряда неблагодарных. Все работают, все заняты, бездельников мы не держим. Они проходят все этапы – от тренингов по актерству и сценической речи до выпуска спектаклей. Что планируешь, то не всегда получается. Эта проблема из-за нестабильности состава. Или получается не то, что планируешь, или не в те сроки. А в этом году у нас намечалась бодрая программа, посвященная пятилетию студии, но…
 Так у вас первый юбилей!
– Небольшой. Но мы не сидели, не унывали и сделали радиоспектакль. Должны были выйти два спектакля – взрослый и детский. После отмены самоизоляции успеем, наверное, только один, юбилейный. Вообще, театр невозможно сделать, если к этому относиться как к работе. Благодаря этому новое всегда закручивается с неимоверной силой, люди увлекаются. Даже радиоспектакль… Из нас никто раньше этим не занимался.
 То есть, это голосовой спектакль?
– Да. Не нужно путать с моноспектаклем, когда один актер хорошо читает весь текст. В радиоспектакле есть целая труппа. В нем, как и в обычном, есть замысел, реализуется идея, есть конфликт. Ко всему надо подойти выразительными средствами. В нашем случае – шумовые эффекты, голоса актеров. Они должны быть не просто голосами, а попадать в сердце персонажей, которых озвучивают. Проработать это довольно сложно человеку несведущему. К тому, что визуальный фактор не учитывается вообще, нужно привыкнуть. Поэтому мы очень долго играли и пристраивались, но мне кажется, что режиссерская задумка удалась.

Игорь Кутьков – актер театра и кино, педагог, режиссер. Выпускник ЛГИМТМиКа. Участник огромного количества фестивалей, в том числе – международных

 Кажется, такие спектакли звучали из радиоприемников в нашем детстве…
– Именно! Я воспитан на старых пластинках со сказками о бременских музыкантах. Эти сказки читали великолепные актеры, и это давало потрясающий фон для фантазии. Я уже немолодой человек, но с удовольствием слушаю сказки, и у меня работает воображение. Эта фантазия строится на голосах, на умении артиста включить тебя в эту историю. Когда все хорошо сделано, то забываешь, что ты всего лишь слушатель. Потому что у тебя хорошо работает эмоциональная память, образность и фантазия. По-моему, это то, чего сейчас детишкам не хватает.
 Чего же именно не хватает?
– Все образы в тех же мультфильмах мелькают перед глазами, они уже кем-то выдуманы и нарисованы. Все разжевали, нет места для фантазии. Я представляю Змея Горыныча вот так, а художник его вот так нарисовал, а я не согласен и имею на это право. Ребенок воспринимает эту агрессивную визуализацию как истину. На мой непедагогический взгляд это служит дурную службу. Я очень люблю радиоспектакли. Нравятся сочные голоса артистов, они завораживают… Вот и хотелось что-то такое попробовать. Мне кажется, что для нашего уровня получилось очень неплохо.
 У вас получилась сказка для детей?
– Жанр спектакля «День рождения Дашеньки» – притча. Я рекомендую ее послушать и взрослым, и детям, потому что там есть замысел и выразительность, которые мы реализовали. Это не пустая читка, все идет по канве определенной истории.
 Настоящий «дистанционный» спектакль.
– Вот-вот. Мы же это записывали не в студии – в этом вся уникальность. Не знаю, сделал бы кто-нибудь такое, если бы не коронавирус. Все записывалось дома на своих гаджетах: телефонах, компьютерах... Потом записи пересылались мне, чистились, много раз переписывались, если было непопадание в персонажа. Позже все сводилось, монтировалось с музыкой. Довольно сложный технический процесс, потому что это происходило на удаленке. Только за такую оперативность и слаженность уже можно поставить памятник. Мы вместе не собирались ни секунды. Все через зумы, вайберы, файлы записи, поэтому и уровень звука варьировался.
 Но раньше почему-то вы не пытались работать в этом жанре…
– В этом не было необходимости. А раз Средневековье пришло к нам в 2020-м году, то пришлось работать на таких условиях. Это сложнее и непривычнее, чем работать с обычным спектаклем. Мы на это не учились, просто по наитию, профессиональному опыту действовали. Технических сложностей было больше. Все эмоции надо услышать, точно в них попасть и человеку рассказать, который с этим никогда не сталкивался. Нужно понять, что сейчас твой инструмент  – только голос. Твое лицо и руки никому не интересны, поэтому все вложи в голос, весь эмоциональный багаж: радость, изумление, ярость, хитрость. Это очень тонкий профессиональный момент. Когда мы подбирали героев, то предварительно отслушивали начитки всех актеров.
 Так значит, пандемия в каком-то смысле сыграла театру на руку?
– Пандемия – это плохо. И даже в страшном сне не представишь, чтобы можно было ходить в театр исключительно по интернету. Вообще мы думали, что все очень быстро закончится. Я за этот период, конечно, посмотрел огромное количество спектаклей, на которые никогда бы не попал: французских, немецких, наших… Смотрел как специалист, изучал режиссерские инструменты. Но все равно, это не то. В театре своя атмосфера. Театр – это история для личного общения. Это личное пространство: твое и актеров, которые исполняют для тебя. Для интернета есть другой жанр, называется кино. Жанр обмана. В нем существует огромное количество приемов, и нет невозможности что-то не исполнить, поскольку все можно переписать, дописать, сделать лучше. В театре такой возможности не существует. Как сыграл один раз, так зритель и увидел. Можешь феноменально репетировать, но провалиться с треском перед зрителями. Все происходит здесь и сейчас.

Ссылки на аккаунты, где можно послушать радиоспектакль: vk.com/gkc86, www.gkc-surgut.ru

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте