×
Происшествия
0

Ты меня на заре не буди

За 11 месяцев 2019 года в службу судебных приставов Югры поступило 315 обращений жителей округа с жалобами на действия коллекторов.


Обоснованными признали 43 из них. В результате к ответственности привлечено 47 организаций, из них 28 микрофинансовых и 19 коллекторских. Для сравнения, в 2018 году таких обращений было 186, обоснованными признали 21.
Цифры не впечатляющие. Число граждан, «одолживших» у банков и разного рода «быстроденежных» организаций до получки, несоизмеримо больше. И тех, кто вовремя не возвращает долги, тоже. А значит, и страдающих от действий коллекторов также должно быть много. Почему же приведенная статистика такая скромная? Причина проста: люди не знают своих прав, не знают, куда жаловаться и в каких случаях. 
По закону контроль и надзор за коллекторами возложен на Федеральную службу судебных приставов. Значит, во-первых, именно к ним можно обращаться с жалобами на действия кредиторов. 
Подробностями с журналистами поделилась начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Управления Федеральной службы судебных приставов по Югре Рашита Сайфулина.
Сбором просроченной задолженности в досудебном порядке могут заниматься коллекторские организации, включенные в госреестр (он размещен на сайте ФССП России), а также сами кредиторы – банки и микрофинансовые организации.
В Югре зарегистрированы четыре коллекторских агентства, все они находятся в Сургуте. Но по закону коллекторы могут работать на всей территории страны. 
Коллекторы или банки могут вам не только звонить. Разрешено использовать СМС, электронную и обычную почту, курьерскую доставку, личные встречи, а также иные способы (но только с письменного согласия должника). Однако закон ограничивает их частоту.
Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю; звонить более одного раза в сутки, двух раз в неделю или восьми раз в месяц; отправлять СМС более двух раз в сутки, восьми раз в неделю и шестнадцати раз в месяц. Определено и время: в рабочие дни – с 8:00 до 22:00, в выходные и праздники – с 9:00 до 20:00. 
Также коллекторы не могут взаимодействовать с лицами, признанными банкротами; с несовершеннолетними; с лицами, лишенными дееспособности либо признанными ограниченно дееспособными; с теми, кто находится на лечении в стационаре, и с инвалидами.
Коллекторы имеют право звонить друзьям, родственникам или знакомым должника. Но, во-первых, должник должен дать на это письменное согласие. Важно:  подписать такой документ можно только тогда, когда человек стал должником. Если такое согласие является частью кредитного договора – это грубое нарушение закона. Свое согласие должник может в любой момент отозвать. 
Еще одна важная деталь. Если вам начинают звонить с требованием, чтобы ваш знакомый вернул долг, достаточно заявить, что вы против того, чтобы вас беспокоили. После заявления коллекторы обязаны прекратить с вами любое взаимодействие. Если этого не произошло, смело идите к судебным приставам и пишите заявление. 
Банки и коллекторские агентства, состоящие в госреестре, стараются действовать в рамках закона. Потому как за грубые или неоднократные нарушения грозит исключение из реестра. И тогда их деятельность автоматически станет незаконной.
 Вне зависимости от того, как к вам обратились коллекторы, – по телефону, по СМС или пришли лично, – они обязаны назвать свое имя, организацию, которую они представляют, номер кредитного договора, по которому у вас просрочен платеж. Кроме того, коллекторская организация обязана вести запись разговора. Специалисты рекомендуют и гражданам записывать свое общение с коллекторами. Это ваше законное право.
Наказать за нарушение перечисленных правил могут сами судебные приставы. А вот на размер долга они повлиять никак не могут. То есть, если вы взяли в кредит 10 тысяч рублей, а с вас требуют полмиллиона, придется обращаться в суд. Только он может определить законность таких требований.
Более полную информацию о том, как вести себя с коллекторами, на что обращать внимание и как себя обезопасить, можно получить на сайте ФССП либо по телефонам: 8 (3467) 35-20-63 и 35-20-13.

Теги статьи: #Коллекторы

Автор текста: Сергей Коробков   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии