Чаще всего – жилищные вопросы
За 2019 год к детскому омбудсмену поступило более 1 300 обращений, касающихся защиты прав юных югорчан. На первом месте среди них – решение жилищных вопросов. Это и предоставление жилья детям-сиротам, и помощь семьям, которых выселяют из ипотечных квартир из-за долгов.
– Это люди с детьми, которым оказалось невозможным выплачивать долги по кредиту, и банки выставили их жилье на продажу. В нескольких случаях мы помогли переселить такие семьи во временное жилье, а один раз даже удалось заключить мировое соглашение с банком и оставить квартиру. Хотелось бы, чтобы таких решений удавалось добиться чаще, – говорит Татьяна Моховикова.
Второе место по «популярности» заняли вопросы определения мест проживания детей и порядок общения с разведенными родителями. По словам уполномоченного, это самые сложные ситуации:
– Приходится применять медиационные процедуры (быть посредником. – Ред.), убеждать родителей быть конструктивными в общении друг с другом, чтобы ребенок не страдал. Потому что для него мама и папа всегда на первом месте, независимо от того, где они проживают.
Школьное питание и вопросы образования
Следом идет тема качества услуг образования. В этой сфере больше всего вопросов к школьному питанию. Тогда к контролю за качеством еды присоединился Совет отцов. Вместе с детским омбудсменом общественники решили, что будут внезапно приходить в школы и проверять, что едят дети. Параметры качества определили такие: температура пищи, выход в граммах и количество отходов – чем их меньше, тем пища интереснее для детей. Когда отцы соберут достаточно информации, они выработают решения по организации школьного питания и предложат их представителям власти.
– Также в сфере образования поступал вопрос: в каких случаях возможно продолжение обучения в десятом классе? Дети сообщали, что учителя советуют уходить после девятого, потому что они «не потянут». Это неправильно, – сообщает Татьяна Моховикова.
Кстати, была замечена одна закономерность: с тех пор как дети перешли на дистанционное обучение, уполномоченному перестали поступать жалобы на буллинг. Можно объяснить логически отсутствие травли в здании школы и на улице – раз дети не пересекаются. Однако на нет сошел и кибербуллинг – когда школьники устраивали атаки в социальных сетях.
– Это радует, потому что раньше были десятки таких обращений. По-видимому, когда дети не встречаются, они испытывают меньше отрицательных эмоций по отношению друг к другу, – предполагает Татьяна Моховикова.
Домой, в Россию
В прошлом году в Россию возвращали детей из Сирии и Ирака. Их родители связались с запрещенной в нашей стране организацией. Кого-то убили, кого-то пожизненно заключили в тюрьму, и дети остались сиротами. Некоторых из таких ребят уже вернули на родину, к родственникам. Например, в Югре детей ждала бабушка. Старший родился в России, поэтому вывезти его не составило труда. А у младшего не было даже документов. Поэтому он попал к бабушке только через полгода.
– Сейчас у них все замечательно, ходят в школу, в детский сад. Я и дома у них была, все проверяла. Бабушка хорошая, права детей не нарушаются. Сейчас готовятся к вывозу семь детей из Югры. Одну мы успели забрать, но, к сожалению, ситуация с пандемией пока не дает возможности продолжить эту работу, – поясняет омбудсмен.
Здоровье и пандемия
Что касается здравоохранения, чаще всего поступали вопросы, связанные с непониманием врача или среднего медперсонала. Были случаи, когда нужно было предоставить жизненно необходимые лекарства, не зарегистрированные на территории Российской Федерации. Проблему тоже удалось решить.
Одна семья с малышом не могла вылететь из Турции в Сургут. Роспотребнадзор попросил помочь взять пробы у детей, потому что мама была против, хотя у самой был подтвержденный коронавирус.
Правозащитникам помогают дети
Вместе с детским омбудсменом над всеми эти вопросами работали и ее коллеги – пять сотрудников. По словам Татьяны Моховиковой, у каждого из них свои направления работы, но все работают на результат.
– Результат – это решение проблемы, с которой обратился гражданин. За 11 лет моей деятельности мы получили очень много положительных отзывов. Мы называем себя «тяжелой артиллерией», потому что всегда идем до конца, – шутя, говорит она.
Недавно к уполномоченному по правам ребенка присоединились и те, кого она обычно защищает, – 22 участника детского общественного совета Югры. Они помогают в правовом просвещении сверстников и ведут «Календарь добрых дел». В него входят мероприятия по мерам безопасности в интернете, по правилам дорожного движения, детско-родительским отношениям, встречи с успешными людьми и благотворительность. Например, недавно ребята устроили сбор корма для животных и передали его в волонтерские объединения.
Цифры и факты
Более шести тысяч нарушений пресекла прокуратура Югры за 2019 год в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних жителей региона. Об этом сообщил прокурор автономного округа Евгений Ботвинкин в своем поздравлении с Международным Днем защиты детей. Он также отметил, что за год разрешено более тысячи обращений в прокуратуру. Каждый второй случай касался восстановления нарушенных жилищных, имущественных и других прав детей. Так, благодаря принятым мерам, жильем обеспечили 180 детей. Из них 50 – дети-сироты. Право на алименты восстановили 141 ребенку. Евгений Ботвинкин призвал родителей беречь, защищать, любить и баловать юных югорчан.
Опубликованных комментариев пока нет.